Zemlyaselhoz.ru

Сад и Огород
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Трактор мтз 2

Трактор МТЗ-1 и МТЗ-2 — классика тракторного машиностроения

В далеком 1948 году был спроектирован первый колесный универсальный трактор, предназначенный для работы с прицепными и навесными сельхозмашинами, активации рабочих узлов стационарных агрегатов. Возможности нового трактора предполагалось расширить за счет установки бортовой гидросистемы, экономичного дизельного силового агрегата.

Проект был реализован силами Минского завода, на котором было налажено производство двух однотипных версий.

  • Трактор МТЗ-1 с узкой колеей переднего моста предназначался для обработки высокостебельчатых технических культур.
  • Его аналог МТЗ-2 был изначально ориентирован на междурядную обработку свеклы и картофеля, поэтому ходовая часть была выполнена по стандартной схеме.
  • Обе машины производились в двух версиях — с пневматическими колесами и металлическими грунтозацепами, повсеместно используемыми на тракторах «Универсал».

Первый опытный образец МТЗ-2 вышел из сборочного цеха своим ходом в середине июля 1949 года. Эта машина стала основой для разработки более мощного и производительного трактора МТЗ пятой модели.


Фото: трактор МТЗ-2

После тщательных и продолжительных заводских испытаний обе версии были запущены в производство, которое было остановлено в 1953 году с началом выпуска МТЗ-5, больше известного под названием Беларусь МТЗ-5.

Эти проекты определили статус Минского машиностроительного завода в качестве специализированного предприятия по разработке и производству колесных тракторов универсально-пропашной категории, обладающих широким спектром применения.

Технические характеристики

Белорусский Трактор МТЗ-2 комплектовался дизельным приводом Д-36, который выгодно отличался от предыдущей модели облегченным радиатором и менее массивным поддоном картера.

Тем не менее, базовой силовой установкой стал более совершенный по экономичности, конструкции и тяговым характеристикам двигатель Д-40К с удельным расходом дизельного топлива до 300 г/(кВт⋅ч) закрепленный на жесткой раме в трех точках.

В его конструкцию были изначально заложены передовые для своего времени разработки, в частности:

  • декомпрессор;
  • двухконтурный воздухоочиститель;
  • подкачивающий насос;
  • автоматический регулятор оборотов;
  • двух ступенчатая очистка топлива и моторного масла.

Благодаря установке термостата существенно сократилось время прогрева двигателя, повысилась эффективность работы водяной системы охлаждения в целом. Запуск основного силового агрегата производился с помощью карбюраторного пускового двигателя марки ПД-10М мощностью 10 л.с.

Более мощный двигатель и правильно рассчитанные параметры трансмиссии позволили поднять тяговые характеристики обоих машин до класса 1,4.

МодельМТЗ-1МТЗ-2
Колесная формула4х24х2
Масса снаряженная, кг31503250
Габаритные размеры, мм3708х1884х
2423
3678х1884х
2423
Клиренс, мм440440
Колесная база, мм24102380
ДвигательД-36Д-36
Рабочий объем, см340804080
Мощность, л.с.3737

Силовая передача

В состав трансмиссии входила сухая дисковая муфта сцепления замкнутого типа, многоступенчатая коробка передач с приводом на независимый ВОМ и выносной шкив.

Это устройство было необходимо для приведения в действие стационарных устройств типа: молотилок, веялок и насосов. Ременная передача использовалась для привода зернодробилок, маслопрессов, станков и других стационарных агрегатов.

Пять передач переднего хода обеспечивали скоростной диапазон машины в пределах от 3,78 до 13 км/ч. Минимальная скорость с включенным замедлителем равнялась 0,5 км/ч. Наличие одной задней скорости исключало возможность работы трактора в реверсном режиме.

Блокировка дифференциала и широкопрофильные шины колес с небольшим удельным весом на грунт, устраняли проблемы эксплуатации тракторных сцепок на переувлажненных и рыхлых грунтах. При необходимости, сцепной вес увеличивался за счет подвески балластных грузов и залитой в пневматики колес воды.

Помимо бортовой гидросистемы на тракторы 1 и 2 версии устанавливались съемные прицепные устройства. Машины, оборудованные замедляющими редукторами, комплектовались наборами шестерен разного диаметра. Таким образом, тракторы могли работать с навесными рассадопосадочными и уборочными агрегатами в двух скоростных диапазонах.


Фото: МТЗ-2 в работе

Преимущества и недостатки

Обе версии тракторов МТЗ привлекали эксплуатационников простой конструкцией, уникально высокой ремонтоспособностью, возможностью устранения достаточно серьезных отказов с помощью штатного набора инструментов.

Во многих случаях выручала взаимозаменяемость узлов и агрегатов — заднего моста, корпуса КПП, шестерен конечных передач и запасных частей, предназначенных для восстановления работоспособности более новых машин, в частности МТЗ-50 и их прототипов.

В значительной степени были унифицированы приводы ВОМ, гидронасоса, исполнительных цилиндров и распределителя гидросистемы. Имела место практически 100%-я унификация запчастей и расходников с южмашевскими тракторами модели ЮМЗ-6.

Стандартный для старых машин набор недостатков — это:

  • высокая металлоемкость;
  • низкая, в пределах 13-14 км/ч транспортная скорость;
  • отсутствие синхронизаторов на нижних передачах;
  • сложность запуска при температуре воздуха от -15°С и ниже.

Перечень можно дополнить нечеткой работой гидрораспределителя, а также частыми отказами из-за неплотной посадки перепускного клапана.

Цена трактора МТЗ-1(2) нового и подержанного

В бывшем Союзе продажа тракторной техники в частное пользование была полностью исключена, поэтому судить о стоимости новой машины сложно. В наше время купить можно только бэушную машину, выработавшую по крайней мере несколько назначенных ресурсов.

Целесообразность такого приобретения сомнительная, поскольку нередко от заводской комплектации остается только остов. Доработанные и усовершенствованные по своему разумению тракторы 2-й, реже-1-й версии их владельцы предлагают купить по стоимости от 1000 до 3000 у.е. Статистика показывает, что в большинстве случаев потенциальные покупатели реализуют свои планы приобретением более дорогой, но технически более совершенной машины типа МТЗ-5 или ее прототипа ЮМЗ.

Видео: МТЗ-2 в работе

Аналоги

Наиболее близкими по мощности двигателя и рабочим параметрам прототипами были липецкие тракторы Т-40, известные в обиходе под названием «сороковки». Эти машины отличались наличием принудительного воздушного охлаждения, были более требовательными к выбору ГСМ, имели существенные ограничения по работе силового агрегата на минимальных оборотах.

Отзывы владельцев

В свое время отработал на МТЗ-2 полных 8 лет. Кабину поставил от списанного ЮМЗ, особо переделывать ничего не пришлось. Отказы гидросистемы компенсировались идеальной работой двигателя и трансмиссии. Были небольшие проблемы с механизмом переключения КПП, в остальном машина достойная во всех отношениях.
Андрей Федорович

Знакомый пригнал из соседнего района купленный по стоимости металлолома старый колесник. На табличке написано МТЗ- 1, хотя колея переднего моста обыкновенная. Двигатель работает четко, немного шумит коробка передач, небольшой люфт в рулевом управлении. Даже не верится, что по возрасту трактор ровесник полета Гагарина. Умели же люди делать хорошие вещи.
Гера

Универсально-пропашной трактор МТЗ-2

Универсальный колесный трактор с дизельным двигателем МТЗ-2, сконструированный на Минском тракторном заводе, стал первенцем в знаменитом семействе «Белорусов». Трактор был предназначен для обработки пропашных культур. Главное новшество модели – гидронавесная система, дающая возможность работать без прицепщика.

Подобного рода машина впервые была создана в СССР. Конструкция МТЗ-2 была приспособлена специально для междурядной обработки низкостебельных культур (капусты, сахарной свеклы, лука и т. д.) – передние и задние колеса трактора шли след в след.

Можно смело сказать, что МТЗ-2 занимал важное место в истории развития промышленности СССР, а теперь Беларуси. До сих пор Минский тракторный завод продолжает успешно выпускать современные модели тракторов и другой сельскохозяйственной техники под маркой BELARUS.

Партия сказала – завод сделал!

В мае 1948 года конструкторскому коллективу МТЗ было поручено спроектировать универсальный колесный трактор с дизельным двигателем мощностью 37 л. с. (Приказ министра автомобильной и тракторной промышленности СССР № 140). Конструкторы с энтузиазмом принялись за разработку машины, в которой нуждалась страна.

Работа кипела! Уже в октябре 1948 года был закончен эскизно-технический проект, а в ноябре он был представлен в Главтракторпроме и на заседании секции перспективного развития научно-технического совета Министерства автотракторной промышленности СССР. Научно-технический совет дал добро на производство опытных образцов.

Для проектирования каждого узла трактора организовали свою конструкторскую группу. В дальнейшем эти группы переросли в конструкторские бюро. Проектирование заднего моста было поручено П. И. Бойкову, коробки передач и приводного шкива, устанавливаемого сбоку – В. В. Войтикову.

Передний (не ведущий) мост проектировал молодой выпускник Белорусского политехнического института С. С. Селицкий (через год он стал научным работником, а впоследствии ректором Белорусского института механизации сельского хозяйства БИМСХ). Облицовкой трактора, внешними его формами занималась группа во главе с П. С. Джулаем. Остальные узлы и системы проектировали другие специалисты.

18 июня 1949 года экспериментальный цех выпустил первый колесный трактор заводской конструкции. До конца 1949 года на предприятии изготовили еще семь опытных машин. Их подвергли самым серьезным испытаниям. Проверяли самые разные эксплуатационные характеристики новой машины.

Особое внимание уделяли агрегатируемости, ведь кроме плуга МТЗ-2 должен был так же легко соединяться и работать с сеялкой и косилкой. Трактор успешно прошел испытания и был рекомендован Государственной комиссией к производству.

Первенец

Честь собирать первые МТЗ-2 выпала смене мастера А. Малицкого. Слесари-сборщики В. А. Чаюк, М. Т. Меркуль собрали задний мост. На конвейер подали двигатель, полураму, корпус муфты сцепления. Над № 1 «Беларуса» работали слесари-сборщики А. В. Ращинский, Д. П. Шевцов, H. Р. Островский, Е. Вч Нехай, И. М. Васильев, П. И. Горностаев.

К концу рабочего дня 14 октября 1953 года у главного конвейера тракторосборочного цеха № 2 собрались рабочие, мастера, конструкторы, технологи и служащие завода. С главного конвейера в торжественной обстановке сошел первый трактор МТЗ-2. Лучший тракторист экспериментального цеха, бывший фронтовик Н. Д. Величкин за рулем машины плавно спустил ее с конвейера, сделал стометровый круг около здания и остановился у импровизированной трибуны. Начался митинг.

Сила мотивации

Однако массовое производство новой машины надо было еще наладить. Перейти к серийному выпуску и быстро задействовать все мощности завода было совсем не просто. Надо отдать должное мощным организаторским способностям директора завода А. М. Тарасова, который сумел воодушевить весь коллектив и увлечь сотрудников как в идейном, так и в материальном смысле.

В частности, тракторостроители получили свыше 8 тыс. кв. м жилья, конструкторов и других сотрудников поощряли премиями. Среди рабочих развернулось соревнование за овладение проектными нормами, всеми силами мастера старались, чтобы конвейер сборки тракторов заработал на полную мощность.

Вот, например, одно из сообщений заводской газеты, характерное для того времени: «Токарь Иван Пашукевич на подрезке торца главного балансира обработал 35 деталей вместо 17 по заданию».

Для оптимизации производства внедряли новые методы и технологии. Например, стали применять электроискровой метод упрочнения режущего инструмента и штампов. Семь новых установок повышали стойкость инструмента на 30-40 %. Технологи механического цеха придумали специальные приспособления для закругления зубьев шестерен по радиусу.

Конструкторы разработали независимый привод к валу отбора мощности. Этот узел позволил полностью обеспечить выполнение работ с безмоторными машинами. Инженеры создали конструкцию выносных цилиндров, рассчитанных на работу трактора с секционными сельскохозяйственными машинами, навешиваемыми с боков трактора. Всего в 1954 году молодые рационализаторы внесли около 800.предложений, давших экономию в 2,6 млн рублей.

Результат упорного труда не заставил себя ждать: в конце октября с железнодорожной платформы завода на Украину, в РСФСР, Грузию, Латвию и Эстонию ушли первые составы с МТЗ-2. К концу 1953 года было выпущено около 500 тракторов, а дальше завод стремительно наращивал темпы. Так, план первого полугодия 1955 года по выпуску валовой продукции предприятие выполнило уже на 102 %.

Особенности МТЗ-2

МТЗ-2 конструировали с учетом его предназначения – выполнять сельскохозяйственные работы по уходу и уборке пропашных культур с прицепными и навесными машинами, пахать легкие почвы. Этим объясняются его особенности. Колеса трактора разработаны таким образом, чтобы не причинять вреда пашне и урожаю: след передних и задних колес совпадает. Таким образом, он очень удобен для междурядной обработки низкостебельных культур (капусты, лука, сахарной свеклы).

Надо отметить, что проект трактора сдан в двух модификациях, и, кроме модели МТЗ-2, существовала еще модель МТЗ-1, предназначенная для обработки высокостебельных культур (кукурузы, подсолнеч ника, сорго, горчицы). Ее особенности: сближенные передние колеса. Обе модели не предусматривали крытой кабины для тракториста.

Трактор имел гидравлическую систему для подъема навесных орудий, был снабжен регулируемым прицепным приспособлением. Изначально МТЗ-2 был укомплектован дизельным двигателем Д-36 мощностью 37 л. с., однако впоследствии двигатель был заменен более мощным – Д40К.

Несмотря на большие достоинства, трактор обладал и рядом недостатков: низкой транспортной скоростью, недостаточным числом передач, высоким расходом топлива и большим весом. Коллектив конструкторов постоянно совершенствовал модель. Под руководством главного конструктора И. И. Дронга была разработана схема модернизации трактора, согласно которой был снижен вес машины, а двигатель заменен более мощным.

Новый двигатель Д-40К мощностью 40 л. с. был внедрен в производство с 1957 года. Также изменения коснулись гидравлической системы для работы с навесными и полунавесными сельскохозяйственными орудиями и некоторых других узлов и деталей трактора. Так получилась новая серия – МТЗ-5.

С 1954 года модель МТЗ-2 выпускали на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске. Унификация техники МТЗ и Южмаш была стопроцентной. Массовое производство модели продолжалось до 1958 года. Трактор получил признание не только на родине, его с успехом экспортировали в страны соцлагеря и даже выпускали в ГДР, Болгарии, Индии, Бирме.

История модели трактора МТЗ-2

В своих статьях я не мог оставить без внимания «первенца» минских тракторостроителей — МТЗ-2. Аппарат был разработан для культивирования пропашных сельскохозяйственных культур, а в его конструкции впервые применили гидронавесную систему для агрегатирования с навесными орудиями. Надо сказать, что он стал первым трактором на пневматических шинах, который серийно выпускали в СССР.

История трактора

Модель МТЗ-2 можно назвать уникальной — конструкция машины была разработана практически с нуля. Завод приступил к проектированию аппарата в 1948 г. Уже через год было собрано 7 опытных экземпляров. Первые машины подвергли тяжёлым заводским и эксплуатационным испытаниям, длившемся неполных 4 года.

За это время в первоначальный вариант конструкции вносили изменения, подготавливали материально-техническую базу завода к массовому выпуску. Только в октябре 1953 года в торжественной обстановке со сборочной линии сошёл первый серийный экземпляр.

Линейка колёсных тракторов получила название «Беларусь» по инициативе главного конструктора предприятия Дронга И.И.

Двигатель

Базовый вариант МТЗ-2 оснастили дизелем Д-36, который впоследствии заменили на тяговитый Д-40К. В конструкцию двигателя изначально были заложены нестандартные решения:

  1. Мотор оборудовали декомпрессором и двухконтурным воздухоочистителем.
  2. Топливная система получила подкачивающий насос и дополнительный фильтр.
  3. Конструкторы применили автоматический регулятор оборотов, поддерживающий заданную частоту вращения коленвала.
  4. Систему смазки оснастили двухступенчатой очисткой масла.

На двигателе впервые применили термостат для регулирования температуры охлаждающей жидкости.

Минские машиностроители трепетно относятся к МТЗ-2. Он выполнил предназначение и обеспечил развитие не только сельского хозяйства, но и тракторостроительной отрасли. Об этом свидетельствует то, что тот самый экземпляр под номером 1, сошедший с конвейера в 1953 году, установлен в сквере рядом с заводом.

Читать еще:  Трактор из луаза
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×