Техническое освидетельствование подъемных механизмов
Техническое освидетельствование подъемных механизмов
16. Какой порядок технического освидетельствования ГПМ
§ § 10.3.1. – 10.3.3. Правил по кранам.
Перед регистрацией и введением в эксплуатацию грузоподъемных кранов и машин проводится их полное техническое освидетельствование.
Грузоподъемные краны и машины, находящиеся в эксплуатации, подлежат техническому освидетельствованию:
Ø частичному — не реже одного раза в 12 месяцев;
Ø полному — не реже одного раза в три года.
Грузоподъемные краны, обслуживающие машинные залы электрических и насосных станций, компрессорные установки и т.п., используемые только при ремонте оборудования, подвергаются полному техническому освидетельствованию не реже одного раза в пять лет по согласованию с органом Госнадзорохрантруда.
17. В каких случаях проводится внеочередное техническое освидетельствование ГПМ?
§ 10.3.4. Правил по кранам.
Грузоподъемные краны и машины подлежат внеочередному полному техническому освидетельствованию после:
Ø монтажа, связанного с установкой их на новое место;
Ø переноса портального крана на новое место;
Ø установки сменного стрелового оборудования или замены стрелы;
Ø капитального ремонта грузоподъемного крана или машины, механизмов подъема груза, изменения вылета или их замены;
Ø замены крюка или крюковой подвески;
Ø замены несущих или вантовых канатов кабельных кранов;
Ø наработки расчетного срока службы, указанного в эксплуатационных документах, указаниях изготовителя или в действующих НД;
Ø получения предписания представителя органа Госнадзорохрантруда или работника, осуществляющего надзор за содержанием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, при выявлении дефектов, повреждений и нарушений настоящих Правил, влияющих на безопасную эксплуатацию грузоподъемного крана или машины.
В случаях реконструкции или наработки срока службы, предварительно должно быть проведено специализированной организацией экспертное обследование грузоподъемного крана. Заключение по результатам экспертного обследования, утвержденное руководителем специализированной организации, хранится вместе с паспортом грузоподъемного крана. Кроме того, результаты экспертного обследования должны быть занесены в паспорт в раздел «Запись результатов технического освидетельствования».
18. Кто проводит техническое освидетельствование ГПМ?
§ 10.3.5. Правил по кранам.
Техническое освидетельствование (полное и частичное) грузоподъемных кранов и машин проводится специализированной организацией, в том числе работодателем, изготовителем или ремонтным предприятием при условии получения ими в установленном порядке разрешения на проведение технических освидетельствований.
Техническое освидетельствование проводится в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации грузоподъемного крана или машины и настоящих Правил с участием работника, осуществляющего надзор за содержанием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, и работника, ответственного за содержание их в исправном состоянии.
19. С какой целью проводится техническое освидетельствование ГПМ?
§ 10.3.7. Правил по кранам.
Техническое освидетельствование грузоподъемного крана или машины имеет целью установить, что:
Ø установка отвечает требованиям настоящих Правил и представленной на регистрацию документации;
Ø они находятся в исправном состоянии, которое обеспечивает их безопасную эксплуатацию;
Ø их обслуживание соответствует требованиям настоящих Правил.
20. Что включает в себя полное техническое освидетельствование ГПМ?
§ § 10.3.8., 10.3.9. Правил по кранам.
При полном техническом освидетельствовании грузоподъемного крана или машины проводятся:
Ø статические испытания;
Ø динамические испытания.
При частичном техническом освидетельствовании статическое и динамическое испытания не проводятся.
При осмотре, сопровождаемом соответствующими измерениями, должны быть осмотрены и проверены на функционирование механизмы и их тормоза, приборы и устройства безопасности, гидроустройства и электрооборудование, сигнализация, а также регламентированные настоящими Правилами размеры.
Кроме того, проверяются:
Ø состояние металлоконструкций грузоподъемного крана или машины и их сварных (клепаных) соединений (отсутствие трещин, деформаций, утончения стенок вследствие коррозии, ослабления клепаных соединений и других дефектов), а также кабины, лестниц, площадок, ограждения и т.п.;
Ø состояние крюка, деталей его подвески (износ и отсутствие трещин в зеве, нарезанной части и других местах). Износ крюка в зеве не должен превышать 10% начальной высоты сечения. У грузоподъемных кранов, транспортирующих расплавленный металл и жидкий шлак, у механизмов подъема и кантования ковша проверка кованных и штампованных крюков и деталей их подвески, а также деталей подвески пластинчатых крюков должна проводиться с применением неразрушающего метода контроля. Заключение о результатах контроля должно храниться вместе с паспортом грузоподъемного крана. Неразрушающим методом контроля проверяется отсутствие трещин в нарезной части кованного (штампованного) крюка, отсутствие трещин в нарезной части вислки пластинчатого крюка с вилкой или траверсой. Такая проверка проводится не реже одного раза в 12 месяцев. Необходимость и периодичность проверки других деталей подвески устанавливается работодателем;
Ø состояние канатов и их крепления;
Ø состояние заземления электрического грузоподъемного крана или машины (кроме стреловых самоходных кранов) и состояние изоляции электропроводки с определением их сопротивления в соответствии с требованиями ДНАОП 0.00 – 1.21 – 98 «Правила безопасной эксплуатации электроустановок потребителей»;
Ø соответствие массы противовеса и балласта у кранов стрелового типа данным, указанным в паспорте;
Ø состояние кранового пути и соответствие его требованиям настоящих Правил с проведением измерения отклонений элементов кранового пути от проектного положения в плане и по высоте;
Ø фактическое расстояние между крюковой подвеской и упором после срабатывания концевого выключателя и остановки механизма подъема.
Ø состояние ходовых колес, элементов тормозов, барабанов, блоков, осей, деталей их крепления, а также элементов подвески стрелы у стреловых кранов.
Предельные нормы браковки элементов грузоподъемного крана или машины указываются в руководстве по эксплуатации.
При проверке исправного состояния выключателя блокировки люка необходимо убедиться в отсутствии напряжения на троллеях крана.
Проверку состояния металлоконструкций, крюков, ходовых колес и канатов допускается проводить с применением принятых в Украине методов неразрушающего контроля.
ЧТО и ПТО подъемных сооружений
Множество производственных процессов связано с необходимостью поднимать и перемещать тяжелые предметы: материалы, оборудование, сырье. Поэтому использование грузоподъемных механизмов достаточно распространено. Для их безопасной эксплуатации собственник должен проводить обязательные мероприятия по обслуживанию, в частности техническое обследование.
Что такое ЧТО и ПТО подъемных сооружений
Нормативная документация по использованию в производственных процессах подъемных сооружений определяет, что они должны с определенной периодичностью проходить два вида технического обследования: частичное и полное. По итогам которого выдается документ, разрешающий эксплуатацию сооружения.
Каким законодательством регулируется проведение ЧТО и ПТО ОПО
Основным нормативным актом, регулирующим техническое освидетельствование подъемных сооружений, являются утвержденные Приказом Ростехнадзора №533 от 12.11.2013 г. Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружений».
Кроме того, принят ряд документов методического плана, которые не являются официальными нормативами, но могут быть использованы при проведении обследования, например, РД 10-112-1-04 «Рекомендации по экспертному обследованию грузоподъемных машин. Общие положения».
Периодичность ЧТО подъемных сооружений
Частичное техническое обследование проводится не менее одного раза в год. При этом руководитель объекта может установить локальным актом меньшую периодичность. Также рекомендации по проведению ЧТО чаще регламентированного законодательством может дать производитель оборудования с указанием причин, вызвавшую такую необходимость.
Какие работы входят в ЧТО
Частичный технический осмотр подъемных сооружений осуществляется путем визуального осмотра всех его частей, включая узлы грузоподъемного механизма, подкрановые пути, балки тельфера. Также проводятся испытания механизма по подъему груза без нагрузки, проводится проверка исправности тормозной системы, состояния лестниц и места работы оператора. Обязательно проверяется документация по механизму.
Периодичность ПТО подъемных сооружений
Полный техосмотр подъемных сооружений проводится не реже одного раза в три года. Кроме того, такая проверка обязательно проходит после проведения серьезных ремонтных работ, а также после ввода объекта в эксплуатацию после консервации.
Какие работы входят в ПТО
Проведение полного технического обследования подъемного сооружения проходит в несколько этапов:
- Визуальный осмотр всех механизмов и компонентов сооружения;
- Статические испытания с целью определения прочности;
- Динамические испытания для проверки работоспособности грузоподъемного механизма и иных систем подъемного сооружения.
Указанные испытания проводятся по специальным методикам, предусмотренным для каждого типа подъемных сооружений, используемых в промышленности.
Какая документация ОПО заполняется при проведении ЧТО и ПТО подъемных сооружений
ЧТО и ПТО подъемных сооружений сопровождается заполнением определенного набора документов, фиксирующих факт проведения осмотра и его результаты:
- Акт ЧТО или ПТО, в зависимости от того, какое из них проводилось;
- Результаты проведенных испытаний;
- Ведомость выявленных дефектов;
- Акт, разрешающий или запрещающий дальнейшую эксплуатацию.
Также запись о проведенном обследовании вносится в паспорт грузоподъемного сооружения с указанием даты следующего частичного и полного осмотра.
Штрафы за несоблюдение законодательства о проведении ЧТО и ПТО
Не проведенные вовремя мероприятия по техническому обследованию подъемных сооружений влекут наложение штрафа по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за несоблюдение требований промышленной безопасности. Для юридических лиц размер штрафа составляет от 200 до 300 тысяч рублей, для должностных – от 20 до 30 тысяч рублей. Также деятельности организации может быть приостановлена до 90 суток, а должностное лицо дисквалифицировано на период от полугода до года.
С уважением к Вам и вашему бизнесу,
юридическая компания «Деловой подход»
© 2012 — 2020, Юридическая компания «Деловой подход», ИНН 7801575758, ОГРН 1127847299645 . Все права защищены. Копирование материалов сайта запрещено законодательством. Любая информация об услугах и акциях, размещенная на данном сайте, не является публичной офертой (п.2, ст. 437 ГК РФ).
Москва +7 (499) 409-51-98, Санкт-Петербург +7 (812) 409-51-98, Тюмень, Мурманск, Назрань, Владивосток, Воронеж, Екатеринбург, Иркутск, Калининград, Кемерово, Краснодар, Курск, Новосибирск, Новый Уренгой, Орёл, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Самара, Ставрополь, Сургут, Сыктывкар, Томск, Уфа, Хабаровск, Ханты-Мансийск, Южно-Сахалинск, Якутск.
Оставляя свои данные, Вы соглашаетесь с условиями Пользовательского Соглашения и даете согласие на обработку персональных данных.
Техническое освидетельствование грузоподъемных машин и механизмов
1. Виды и свойства грузоподъёмных машин и механизмов.
Грузоподъемная машина — это подъемное устройство циклического действия с возвратно-поступательным движением грузозахватного органа в пространстве. Грузоподъемные машины предназначены для перемещения грузов по вертикали и передачи их из одной точки пространства в другую. В основном их можно разделить на подъемники и краны.
Подъемники поднимают груз по определенной траектории, заданной жесткими направляющими. К подъемникам относятся, например, лифты (грузовые и для подъема людей).
Краном называется грузоподъемная машина, предназначенная для подъема и перемещения груза, подвешенного с помощью грузового крюка или другого грузозахватного органа.
Краны различают по конструктивному исполнению (мостовые, стреловые кабельного типа и др.), по виду грузозахватного органа (оборудованные крюком, грейфером, магнитным захватом и др.), по способу передвижения (стационарные, передвижные, самоходные и др.)» по ходовому устройству (рельсовые, автомобильные, гусеничные и др.) и по другим признакам.
Для обеспечения безопасности подъемно-транспортные устройства проектируют и эксплуатируют в соответствии с требованиями специальных правил (Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов и др.) и стандартов ССБТ.
Все части грузоподъемных механизмов, представляющие опасность при эксплуатации (различные передачи, муфты, канатные блоки, троллейные провода и другие, доступные и находящиеся под напряжением части электрооборудования и т.п.), должны быть надежно ограждены.
Скорость передвижения кранов, управляемых с пола, не должна превышать 0,83 м/с (50 м/мин), а их тележек -0,53 м/с (32 м/мин).
Уклон пути грузовых тележек у козловых и консольных кранов при наиболее неблагоприятном положении тележки с наибольшим рабочим грузом не должен превышать 0,003. Однако это не относится к кранам, у которых механизм передвижения тележки оборудован автоматическим тормозом нормально замкнутого типа или тележка перемещается канатной тягой.
Грузоподъемные машины с машинным приводом оборудуют устройствами (концевыми выключателями) для автоматической остановки:
· механизма подъема грузозахватного органа в его крайнем верхнем и нижнем положениях;
· механизма изменения вылета стрелы в крайних ее положениях;
· механизма передвижения грузоподъемных кранов по рельсам, если скорость крана перед подходом к крайнему положению может превысить 0,5 м/с. Механизмы передвижения башенного, козлового крана пролетом более 16 м и мостового перегружателя должны быть оборудованы концевыми выключателями независимо от скорости передвижения;
· механизмов передвижения мостовых, козловых консольных кранов или их тележек, работающих на одном пути.
Концевой выключатель механизма подъема груза устанавливают так, чтобы после остановки захватного органа при подъеме без груза зазор между грузозахватным органом и упором был у электроталей не менее 50 мм, а у всех других грузоподъемных машин не менее 200 мм.
Легкодоступные, находящиеся в движении части грузоподъемной машины, которые могут быть причиной несчастного случая, закрывают прочно укрепленными металлическими съемными ограждениями, допускающими удобный осмотр и смазку. Обязательному ограждению подлежат:
· зубчатые, червячные и цепные передачи;
· соединительные муфты, расположенные в местах прохода;
· барабаны, находящиеся вблизи рабочего места крановщика или в проходах, при этом ограждение барабанов не должно затруднять наблюдения за навивкой каната на барабан;
· вал механизма передвижения кранов мостового типа при частоте вращения 50 об./мин и более.
2. Основные требования к организации безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
Основные требования к организации безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов заключаются в следующем.
Руководители предприятий, занимающихся эксплуатацией грузоподъемных машин, обязаны обеспечить лично или организовать содержание машин, съемных грузозахватных приспособлений, тары в исправном состоянии и безопасную их работу в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (Правила по кранам). Для этого они назначают ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами из числа работников, имеющих соответствующую квалификацию.
На предприятиях и в организациях, осуществляющих эксплуатацию грузоподъемных машин, руководитель приказом назначает инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары (лицо по надзору) после проверки у него знаний Правил.
При отсутствии лица по надзору его обязанности выполняет руководитель предприятия в полном объеме требований Правил.
Подготовка крановщиков, их помощников, слесарей, электромонтеров и стропальщиков производится по разрешению органа технадзора в профессионально-технических училищах или учебно-курсовых комбинатах, в технических школах, создаваемых на предприятиях, располагающих необходимой базой для теоретического и практического обучения.
Не регистрируются в органах технадзора следующие грузоподъемные машины:
· краны всех типов с ручным приводом механизмов, а также краны, у которых при ручном подводе механизмов передвижения в качестве механизмов подъема применен пневматический или гидравлический цилиндр;
· краны мостового типа и передвижные или поворотные консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, со стационарного пульта, по радиоканалу или однопроводной линии связи;
· краны стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно;
· краны стрелового типа с постоянным вылетом или без механизма поворота;
· переставные краны для монтажа мачт, труб, устанавливаемые на монтируемом сооружении;
· краны, установленные на экскаваторах и других технологических машинах, используемые только для ремонта этих машин;
· электрические тали и лебедки для подъема груза и (или) людей.
Регистрации в органах технадзора (инспекциях) до пуска в работу подлежат следующие грузоподъемные машины:
· краны всех типов, кроме вышеперечисленных;
· краны-экскаваторы, предназначенные для работы только с крюком, подвешенном на канате, или электромагнитом;
· грузовые электрические тележки с кабиной управления, передвигающиеся по наземным рельсовым путям.
3. Техническое освидетельствование грузоподъемных машин и механизмов.
Разрешение на пуск в работу грузоподъемных машин, не подлежащих регистрации в органах технадзора, выдается лицом по надзору на основании документации завода-изготовителя и результатов технического освидетельствования.
Вновь установленные грузоподъемные машины, а также съемные грузозахватные приспособления, на которые распространяются Правила по кранам, до пуска в работу должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию. Грузоподъемные машины, подлежащие регистрации в органах технадзора, проходят техническое освидетельствование до их регистрации.
Грузоподъемные машины, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:
· частичному не реже одного раза в 12 мес;
· полному не реже одного раза в три года, за исключением редко используемых машин.
При полном техническом освидетельствовании грузоподъемная машина должна подвергаться осмотру, статическому и динамическому испытаниям.
При частичном техническом освидетельствовании статическое и динамическое испытания не проводятся.
При техническом освидетельствовании грузоподъемной машины осматриваются и проверяются в работе ее узлы и механизмы, электрооборудование, приборы безопасности, тормоза, ходовые колеса и аппараты управления, а также освещение, сигнализация и регламентированные Правилами габариты.
Кроме того, проверяются: состояние металлоконструкций машины и ее сварных (клепаных) соединений; состояние крюка и его нарезной части, фактическое расстояние между крюковой подвеской и упором при срабатывании концевого выключателя механизма подъема; состояние изоляции и защиты ее от механических повреждений, проводов и заземления электрического крана с измерением их сопротивления; соответствие массы противовеса и балласта у крана стрелового типа; состояние кранового пути; состояние канатов и их крепления и т.д.
Статическое испытание грузоподъемной машины проводится нагрузкой, на 25% превышающей ее грузоподъемность, с целью проверки ее прочности.
Кран считается выдержавшим испытание, если в течение 10 мин поднятый груз не опустится на землю, а также не будет обнаружено трещин, остаточной деформации и других повреждений металлоконструкций и механизмов.
Динамическое испытание грузоподъемной машины проводится грузом, на 10% превышающим грузоподъемность машины, с целью проверки действия ее механизмов и тормозов.
Производство работ грузоподъемными машинами может осуществляться предприятиями и гражданами (предпринимателями), являющимися владельцами грузоподъемных машин и имеющими лицензию органа технадзора на их эксплуатацию.
При работе грузоподъемной машины не допускается: вход в кабину грузоподъемной машины во время ее движения; нахождение людей возле работающего стрелового самоходного или башенного крана во избежание зажатия их между поворотной и неповоротной частями крана; перемещение груза, находящегося в неустойчивом положении или подвешенного за один рог двурогого крюка, и перемещение людей или груза с находящимися на нем людьми.
Тема 3.5
Организация безопасной эксплуатации видеодисплейных терминалов и ЭВМ
Освидетельствование грузоподъёмных механизмов
Проводим техническое освидетельствование подъёмных сооружений (ПС) всех типов: автомобильных, башенных, козловых, мостовых, гусеничных кранов, кранов-манипуляторов (КМУ, вороваек, манипуляторов), автогидроподъёмников (вышек, АГП), бурильных установок, кранов-трубоукладчиков, пожарных лестниц, кранов на железнодорожном ходу, грузопассажирских и фасадных строительных подъёмников и других грузоподъёмных механизмов/техники (ГПМ).
Освидетельствование проводится аттестованными специалистами и сотрудниками ООО СЦ «КОНТЭКС-Кран».
Стоимость освидетельствования зависит от: типа, грузоподъёмности, месторасположения ПС; наличия контрольных грузов у заказчика; необходимости проведения измерений сопротивления изоляции и заземления; необходимости проводить нивелировку подкрановых путей. Точную стоимость уточняйте у менеджеров.
В ноябре 2013 года вышли новые правила безопасности опасных производственных объектах, на которых используются подъёмные сооружения (ПС) — ФЗ 533 от 12.11.2013. Согласно им ВСЕ ГПМ должны подвергаться техническому освидетельствованию до их постановки на учёт в органах РОСТЕХНАДЗОРА, а так же каждый год либо частичному (ЧТО) либо полному (ПТО) техническим освидетельствованиям.
По результатам технического освидетельствования ПС выдаётся акт технического освидетельствования, делается запись о результатах освидетельствования в паспорт ПС с указанием срока следующего освидетельствования. При освидетельствовании вновь смонтированного ПС запись в паспорте подтверждает, что ПС смонтировано и установлено в соответствии с руководством по эксплуатации , с правилами ФЗ 533 от 12.11.2013 и выдержало испытания.
Кроме этого многие «серьёзные» или просто ответственные заказчики не нанимают технику, не прошедшую процедуру ежегодного освидетельствования.
Частичное техническое освидетельствование проводится не реже одного раза в 12 месяцев.
Полное техническое освидетельствование проводится не реже одного раза в 3 года.
Так же должны проводится внеочередные технические освидетельствования ПС в следующих случая:
- После монтажа ПС на новом месте( кроме подъёмников, вышек, стреловых и быстромонтируемых башенных кранов);
- Реконструкции ПС;
- Ремонта расчётных металлоконструкций ПС с заменой элементов или с применением сварки;
- Установки сменного стрелового оборудования или замены стрелы или её секций;
- Капитального ремонта ПС или замены грузовой или стреловой лебёдки;
- Замены грузозахватного органа (только статические испытания);
- Замена несущих или вантовых канатов кранов кабельного типа.
При полном техническом освидетельствовании (ПТО) подъёмное сооружение (ПС) должно подвергаться:
- Осмотру;
- Статическим испытаниям;
- Динамическим испытаниям.
При частичном техническом освидетельствовании статические и динамические испытания не проводятся.
При техническом освидетельствовании ПС должны быть осмотрены и проверены в работе механизмы, тормоза, гидро и электрооборудование, указатели, ограничители и регистраторы параметров. Так же должны быть проверены:
- Состояние металлоконструкций, состояние сварных соединений (отсутствие трещин, деформаций, ослабление клепаных и болтовых соединений), а так же состояние кабины, лестниц, площадок и ограждений;
- Состояние крюка, блоков;
- Фактическое расстояние между крюковой подвеской и упором при срабатывании концевого выключателя и остановки механизма подъёма;
- Состояние изоляции проводов и заземления электрического крана с определением их сопротивления;
- Соответствие чертежу и данным паспорта крана фактически установленной массы противовеса и баласта;
- Состояние осей пальцев;
- Состояние рельсового пути, соответствие его руководству по эксплуатации ПС, проекту, а так же требованиям ФЗ 533 от 12.11.2013 (при наличии рельсового пути);
- Соответствие состояния канатов и их крепления требованиям ФЗ 533 от 12.11.2013;
- Состояние освещения и сигнализации;
- Состояние гидравлического оборудования;
- Состояние каната;
- Исправность электрического оборудования, приборов безопасности.
Проведя техническое освидетельствование ВЫ получите полную информацию о текущем состоянии Вашей техники, сможете вовремя провести ремонт деталей и узлов ПС, что поможет предотвратить возникновение несчастных случаев и поможет продлить работу Вашей техники и сэкономит нервы, время и в конечном счёте деньги.
ООО СЦ «КОНТЭКС-Кран» является специализированным ремонтным предприятием по проведению ремонта любой сложности, то есть после проведения технического освидетельствования аттестованными специалистами нашей организации мы сможем в максимально короткие сроки провести ремонт Вашей техники. Тем самым Вы получаете полный комплекс услуг по диагностике, ремонту, сопровождению техники в одном месте.
Наша кампания так же проводит Обследование и консультации.
Обследование подкрановых путей с изготовлением паспорта:
- надземных крановых путей (мостовых кранов);
- наземных крановых путей (козловых кранов, башенных, портальных).
Консультации и оказание помощи при регистрации объектов в органах Ростехнадзора.