Технические характеристики стреловых кранов
Конструктивные особенности и классификация стреловых кранов
Стреловой кран является самым распространенным грузоподъемным механизмом. Отличается расположением грузоподъемного механизма на блоках в конце стрелы или на тележке, которая перемещается по ней. Бывает стационарным и подвижным.
Конструкция
Конструкция строительного стрелового разборного крана включает:
- ходовой механизм;
- неповоротную раму, связанную с ходовым механизмом;
- поворотную платформу, несущую подъемное оборудование, крановые механизмы, кабину оператора;
- механизм поворота, являющийся промежуточным узлом между неповоротной рамой и поворотной частью машины.
Стреловое оборудование используется 2 типов. Стрелы применяются:
Подъемные элементы 1 типа могут быть:
- прямыми;
- непрямолинейными — подвешенными на участке перегиба на полиспасте;
- наращиваемыми — включающими соединяемые между собой секции-вставки;
- шарнирно-сочлененными, имеющими вверху закрепленный шарнирами гусек.
Устройство стрелы автокрана телескопического типа представляет коробчатую конструкцию, состоящую из секций, размещенных внутри друг друга и выдвигаемых при работе. Телескопические стрелы представляют основное оборудование агрегатов с гидроприводом. Они поддерживаются гидроцилиндрами, ими же изменяется угол наклона стрелы.
У стреловых самоходных кранов технические характеристики включают:
- габариты;
- колею, базу;
- производительность;
- грузоподъемность — наибольший вес груза, поднимаемый машиной;
- длину, угол поворота, наклона стрелы, ее вылет, который бывает постоянным и изменяемым;
- высоту, на которую поднимается крюк;
- скорость, с которой передвигается машина, поднимается и опускается груз, поворачивается платформа, выполняется вылет крюка;
- частоту вращения;
- грузовую характеристику, отображающую зависимость грузоподъемности агрегата от вылета крюка;
- грузовой и опрокидывающий моменты;
- общую массу;
- мощность, вид и количество приводов.
Классификация
Согласно общей классификации, стреловые самоходные краны бывают нескольких видов. Например, такими:
- Самоходными — с подъемным элементом, закрепленным на платформе, расположенной на подвижном ходовом устройстве.
- Башенными. Они поворотные, имеют стрелу, прикрепленную к вертикальной башне.
- Кранами с маховой стрелой. Машина относится к башенному виду, но снабжена стрелой, которая может подниматься почти до вертикального положения.
- Деррик-кранами. Агрегаты поворотные. Отличие — вертикальная мачта с опорами вверху и внизу, к которой шарнирно прикреплен грузоподъемный элемент.
- Портальными. Стрела расположена на портале, который размещен над автомобильной или железной дорогой.
- Полупортальными, с креплением подъемного устройства на полупортале.
- Судовыми, расположенными на плавсредстве. Предназначены для разгрузки/загрузки судна.
- Монтажными. Они неповоротные, устанавливаются стационарно вблизи места работы.
Среди самоходных машин есть:
- автомобильные (агрегат смонтирован на шасси автомашины);
- гусеничные (на гусеничной тележке);
- железнодорожные (на платформе, перемещающейся по железной дороге);
- плавучие (на плавсредстве);
- пневмоколесные краны (у тележки пневматические колеса);
- рельсовые (на ходовом устройстве рельсового типа);
- тракторные (на шасси трактора).
Классифицируют машины по видам привода, который бывает:
- одно-, многомоторным, индивидуальным;
- гидравлическим;
- механическим;
- электрическим;
- смешанным.
Нормативами предусмотрена индексация стреловых кранов. Их модели снабжаются индексами, в которых отображены особенности конструкции агрегатов, главные (грузоподъемность, модификация) характеристики.
Подбор
Основой для подбора крана стрелового типа служит ТПК 45-1.03-63-2007, устанавливающий правила механизации при монтаже зданий. Процесс предусматривает 2 этапа:
- Производится оценка технической возможности применения механизма на объекте. При этом рассматриваются организационные и технологические параметры: характеристики элементов, узлов, подлежащих подъему; схема их монтажа; выбирается несколько вариантов типов механизмов и их необходимое количество; определяются технические характеристики каждой марки машин.
- Выполняется экономический анализ вариантов применения кранов с маховой стрелой, иных, ранее подобранных видов.
Выбор стрелового крана проводится на основании:
- геометрических размеров сооружения;
- веса самой тяжелой детали, узла;
- характеристик монтажной площадки;
- грузоподъемности машины;
- вылета крюка и высоты, на которую он должен подниматься.
Расчет и установка
Расчет необходимых параметров крана стрелового типа ведут по существующим методикам. Необходимая грузоподъемность (Q) машины должна превышать суммарный вес:
- самого тяжелого элемента (Qэ);
- приспособлений, применяемых при монтаже (Qпр);
- грузозахватного устройства (Qгр).
Для автомобильных агрегатов рассчитывают:
- длину (Lc) стрелы;
- высоту (Нк), на которую необходимо поднимать крюк;
- вылет (Lк) крюка.
Перечисленные расчетные величины зависят:
- от монтажного горизонта (hо);
- от наибольшей высоты детали (hэ), которая будет монтироваться;
- от высоты (hстр) стропов;
- от запаса высоты (hз), который обеспечивает безопасность работ;
- от расстояния (Bc) между габаритом машины и осью, на которой закреплена стрела, от угла (α), на который она наклонена, от смещения (d) шарнира ее крепления от оси поворотной платформы.
- от ширины (В) монтируемого объекта;
- от удаления (b) оси поворотной платформы от границы объекта.
Формулы для расчета:
- Q = Qэ + Qпр + Qгр.
- Нк = hо + hэ + hстр + hз.
- Lc = (В + b — Bc)/Sinα.
- Lк = LcCosα + d.
Требования к установке стреловых подъемных агрегатов:
- От края поворотной платформы в любом ее положении до строения, штабеля груза, иных предметов должен быть минимум 1 м.
- Работа в действующем цеху проводится на основании проекта производства, при наличии шинопроводов — по наряду-допуску.
- При использовании дополнительных опор обязательно задействуются имеющиеся. Под них подкладываются прокладки. При этом оператору запрещено находиться в кабине.
- При размещении машины вблизи канав, откосов соблюдаются необходимые для устойчивости стреловых кранов расстояния.
- На свежем, неутрамбованном грунте устанавливать агрегаты запрещается.
- Использование оттяжек разрешено в допустимых нормами пределах.
Машина не может устанавливаться на объекте, если на ней отсутствуют приборы безопасности или они неисправны.
Технические характеристики стреловых самоходных кранов
Строительство – дорогое удовольствие, и реалии современности диктуют необходимость подходить к выбору строительного оборудования осмотрительно. Приобретаемая техника, в том числе самоходные краны, должна иметь достаточную производительность, надежность, быть удобной для оператора и экономичной.
Сравнение характеристик
Самоходный кран XCMG RT60 (RT55E) | Самоходный кран XCMG RT70E (RT80) | Самоходный кран XCMG RT120E (RT100) | |
---|---|---|---|
Размер, мм | |||
Длина | 12100 | 13160 | 14900 |
Ширина | 2980 | 3180 | 3500 |
Высота | 3530 | 3750 | 3990 |
Колесная база | 3740 | 4000 | 4645 |
Колея | 2330 | 2400 | 2640 |
Передний/Задний свес | 1855/2190 | 1925/2190 | 2227/2455 |
Вынос стрелы относительно передней оси | 4200/0 | 5020/0 | 5450/0 |
Вес, кг | |||
Общий вес | 38500 | 49000 | 76830 |
Нагрузка на переднюю ось | 17750 | 25500 | 41750 |
Нагрузка на заднюю ось | 20750 | 23500 | 35150 |
Управление | |||
Максимальная скорость передвижения, км/ч | 35 | 35 | 33 |
Мин. радиус разворота, м | 5.5 | 6,1 — 10,5 | 7,5 — 12 |
Дорожный просвет, мм | 460 | 467 | 568 |
Угол въезда, ° | 25,8 | 20 | 21,1 |
Угол съезда, ° | 21,8 | 17,5 | 17,3 |
Расстояние до полной остановки с 24 км/ч, м | 9 | 9 | 9 |
Преодолеваемый подъем, % | 55 | 65 | 60 |
Двигатель | |||
Модель ДВС | Cummins QSB6/7-C200 | Cummins QSB6/7-C260 | Cummins QSB8,9 |
Мощность, кВт | 149 | 194 | 224 |
Обороты ДВС, об/мин | 2100 | 2200 | 2100 |
Экологический класс | EURO3 | EURO3 | EURO3 |
Привод | 4*2. 4*4 | 4*2. 4*4 | 4*2. 4*4 |
Размер резины | 23.5 R25 | 29.5 R25 | 33.25 R29 |
Грузоподъемные характеристики | |||
Максимальная грузоподъемность, t | 55 | 70 | 120 |
Минимальный рабочий радиус, м | 2,5 | 2.5 | 2,5 |
Макс. грузовой момент стрелы в сложенном состоянии, kN m | 1690 | 2075 | 3500 |
Макс. грузовой момент стрелы с максимальным вылетом, kN m | 1029 | 1186 | 1840 |
Вылет опор — продольное расстояние, м | 7.0 | 7.3 | 8,4 |
Вылет опор — поперечное расстояние полный/наполовину, м | 7.0/5.8 | 7.2/6.0 | 8.2/7.0 |
Вылеты подъема — основная стрела, м | 10,3 | 11,8 | 13,2 |
Вылеты подъема — максимальный вылет основной стрелы, м | 37,9 | 43,9 | 48,8 |
Вылеты подъема — максимальный вылет основной стрелы с гуськом, м | 54,6 | 58,1 | 67,9 |
Длина стрелы — основная стрела, м | 10.мар | 11,32 | 12,4 |
Длина стрелы в разложенном состоянии, м | 38.2 | 43,2 | 48 |
Длина стрелы в разложенном состоянии с гуськом, м | 55.2 | 60,7 | 68,6 |
Угол установки гуська, ° | 0, 20, 40 | 0, 20, 40 | 0, 20, 40 |
Скоростные характеристики | |||
Время подъема основной стрелы, сек | 80 | 90 | 95 |
Время выдвижения основной стрелы, сек | 120 | 110 | 150 |
Скорость полного поворота, об/мин | 2.0 | 2.0 | 2.0 |
Скорость подъема основной лебедки, м/мин | 125 | 125 | 125 |
Скорость подъема вспомогательной лебедки, м/мин | 125 | 125 | 125 |
Время выдвижения / складывания опор | |||
Горизонтальные опоры — выдвижение, сек | 40 | 40 | 40 |
Горизонтальные опоры — складывание, сек | 30 | 30 | 30 |
Вертикальные опоры — выдвижение, сек | 55 | 55 | 55 |
Вертикальные опоры — складывание, сек | 40 | 40 | 40 |
Технические характеристики самоходных кранов различаются в широком диапазоне, поэтому разумный выбор должен основываться на «трёх китах»:
- Длина стрелы, скорость и грузоподъёмность самоходного крана, вкупе с технологией монтажа должны учитываться в первую очередь. Определить требуемые характеристики можно двумя способами:
- «студенческий» — искать на специализированных ресурсах масштабный чертёж крана интересующей модели и сопоставлять его с соответствующим изображением объекта. Сопоставив габариты и удостоверившись, что
- «профессиональный» — выбирать оборудование с учётом таких аспектов, как «грузоподъёмность — расчётный вес конструкций», «длина стрелы — расчётная высота доставки груза», «мобильность — площадь стройплощадки, технология монтажа».
- Наличие интересующих моделей и альтернативные варианты подъёмного самоходного оборудования в регионе.
- Стоимость покупки/аренды у местных компаний, цены на комплектующие, эксплуатационные расходы.
Эти основополагающие моменты выбора подъёмника не являются исчерпывающим списком действий. Однако, они позволяют отсеять большинство проблем. Нередкой ошибкой является покупка недорогого крана с высоким энергопотреблением или отсутствием запчастей в свободной продаже. Первое чревато большими расходами на эксплуатацию техники, второе – большим временем простоя в случае поломки.
На стройплощадке, где кран по технологии проекта должен много перемещаться, одним из важных аспектов выбора будет мощность двигателя базы и устойчивость трансмиссии к нагрузкам. То же самое касается необходимости строительства в местности, где крану придётся преодолевать бездорожье, чтобы добраться до объекта. Для некоторых проектов важно особое расположение кабины крана или же её полное отсутствие.
Перед покупкой определенной модели стоит просчитать все моменты, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации и принимать взвешенное решение на основе полученных результатов.