Zemlyaselhoz.ru

Сад и Огород
10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Маз 538 технические характеристики

Маз 538 технические характеристики

В июле 1954 года приказом директора МАЗа во исполнение постановления Совета министров СССР было образовано специальное конструкторское бюро (СКБ-1) во главе с Б. Л. Шапошником. Основной задачей коллектива стала разработка многоосных полноприводных тяжеловозов двойного назначения. Именно эта дата является отправной точкой в истории МЗКТ, хотя собственное секретное спецпроизводство у СКБ появилось лишь в 1959 году.
Первым проектом, созданным в 1955 году, стал колесный тягач МАЗ-528. Эта машина, внешне напоминающая больше трактор, чем автомобиль, стала прообразом серийного инженерного колесного тягача МАЗ-538 с колесной формулой 4х4, которому была суждена долгая жизнь и сравнительно большое распространение в Советской Армии.

По заданию Инженерного управления Министерства обороны СССР он был разработан в КБ инженерных тягачей СКБ-1 под руководством В. Е. Чвялева и предназначался для агрегатирования с различными сменными навесными рабочими органами и буксировки прицепных систем. В 1963 году близ белорусского города Гродно под руководством специалистов 15 ЦНИИ Минобороны первые две машины с простым бульдозерным оснащением практически безукоризненно прошли цикл государственных испытаний и получили рекомендацию для постановки на серийное производство и принятия на вооружение. В том же году всю документацию на МАЗ-538 передали в Курган.

В 1964-м автомобиль был принят на вооружение под обозначением ИКТ-С – средний инженерный колесный тягач, и одновременно на КЗКТ начали осваивать его промышленное изготовление. Первые курганские машины ничем не отличались от минских прототипов и тоже носили маркировку МАЗ-538. Со временем они послужили базой целой серии самоходных инженерных землеройных и дорожно-строительных машин – бульдозера, путепрокладчика и траншеекопателя. В передней части клепано-сварной лонжеронной рамы тягача МАЗ-538 были установлены четырехтактный дизельный двигатель Д12А-375 V12 танкового типа, отрегулированный на мощность 375 л.с., и гидромеханическая трансмиссия с блокируемым гидротрансформатором, планетарной 3-ступенчатой коробкой передач и раздаточной коробкой с механизмом отключения переднего управляемого моста.

Через дополнительный редуктор крутящий момент подавался на два гидронасоса, приводившие гидроусилители дублированного рулевого управления и до четырех групп исполнительных механизмов навесного оснащения. Привод лебедки осуществлялся от коробки отбора мощности. В трансмиссии также имелось реверсивное устройство, позволявшее перемещаться с одинаковыми тяговыми усилиями и скоростями в переднем и заднем направлениях без разворота. Обычно управление тягачом при движении вперед или назад и рабочим оборудованием заднего расположения осуществлял один водитель-механик. В его распоряжении были два регулируемых сиденья, расположенных рядом друг с другом, но обращенных в разные стороны, а также переставное рулевое колесо, две панели приборов и двухсторонние органы управления, размещавшиеся в передней и задней частях 2-дверной цельнометаллической кабины с круговым обзором.

Она оснащалась неоткидными двухсекционными лобовым и задним окнами со стеклоочистителями, электрическим обогревом и солнцезащитными козырьками, дверные стекла сделали откидными. В ее комплект входили отопитель от системы охлаждения двигателя и чехлы для неиспользуемых органов управления, а в специальном герметизированном исполнении – фильтровентиляционная установка, создававшая избыточное внутреннее давление. Еще одной оригинальной конструктивной особенностью являлась передняя балансирная подвеска на поперечных рычагах с гидропневматическими упругими элементами, но задние колеса крепились на раме жестко. Тормозная система была двухконтурной пневмогидравлической, все колеса оборудовали планетарными редукторами.

В комплектацию тягача входили экранированное 24-вольтное электрооборудование, два топливных бака вместимостью по 240 л, передние и задние сцепные приспособления и четыре штатных прожектора на кабине (по два в каждую сторону). Колесная база МАЗ-538 составляла 3000 мм, колея – 2520 мм, габаритные размеры – 5870x3120x3100 мм, дорожный просвет – 480 мм. Снаряженная масса – 16,5 т, полная с оборудованием – до 19,5 т. На шоссе автомобиль достигал скорости 45 км/ч, мог преодолевать подъемы крутизной до 30?, боковой крен в 25? и броды глубиной 1,2 м. Средний расход топлива находился на уровне 100 л на 100 км, запас хода в разных условиях и при выполнении различных операций находился в пределах 500 – 800 км.

Читать еще:  Xcmg qy50k технические характеристики

Уже в 1965 году в Кургане был разработан первый собственный длиннобазный вариант машины МАЗ-538. Это был инженерный тягач КЗКТ-538ДП с колесной базой, увеличенной сразу на 1,2 м (до 4200 мм), что позволяло комплектовать его более крупным и мощным оборудованием с пассивными рабочими органами, смонтированными на передней и задней навеске. Его снаряженная масса возросла до 18,0 т, длина – до 6980 мм, расход топлива – до 105 л на 100 км. Не считая частичной перекомпоновки вспомогательного оборудования, общая конструкция и основные параметры машины не изменились, но при одновременной работе с навесными агрегатами противоположного расположения в состав экипажа был включен оператор.

В начале 1980-х годов появился второй вариант 538ДК с дополнительной коробкой отбора мощности и карданными валами для привода активных рабочих органов траншейной машины ТМК-2, смонтированной в задней части рамы автомобиля. В его трансмиссию дополнительно был включен гидравлический ходоуменьшитель для бесступенчатого регулирования рабочей скорости в границах от 0,25 до 45 км/ч. На ряде машин также монтировали герметизированную кабину и дублирующую пневматическую систему запуска двигателя. Попытка создать собственный базовый двухосный тягач с 525-сильным вариантом двигателя Д-12 оказалась безуспешной. Серийная сборка тягачей 538-й серии продолжалась на КЗКТ до начала 1990-х годов – в течение почти 40 лет.

Изначально для установки на задней навеске тягача МАЗ-538 были созданы две специальные инженерные машины с пассивным рабочими органами – многоцелевой колесный бульдозер-тягач БКТ с простым прямым отвалом и путепрокладчик ПКТ с плужным отвалом изменявшейся конфигурации. Впоследствии на модернизированных тягачах КЗКТ базировалось второе поколение более совершенного навесного оснащения, в том числе активное оборудование траншейной машины ТМК Дмитровского экскаваторного завода с задним роторным рабочим органом и передним отвалом. Такая техника состояла на вооружении инженерных и саперных подразделений Советской Армии, в батальонах мотострелковых и танковых дивизий, в частях по оборудованию фронтовых пунктов управления. В небольших количествах она поступала также в армии ряда соцстран.

БКТ – многоцелевой бульдозерный колесный тягач на шасси МАЗ-538 применялся для отрыва различных войсковых инженерных коммуникаций, траншей, котлованов, очистки больших территорий и проведения других землеройных операций на разных типах грунтов. Его рабочим органом являлся прямой отвал шириной 3,3 м заднего расположения. Производительность БКТ при разных операциях колебалась от 60 до 100 кубометров грунта в час. В снаряженном состоянии машина массой 17,6 т могла работать на подъемах и спусках величиной до 25? и на склонах до 12?. На длиннобазном шасси КЗКТ-538ДП монтировали более эффективную бульдозерную машину БКТ-РК2 с отвалом переднего расположения, тяговой лебедкой с анкерным устройством и задним поворотным пятизубым рыхлителем-корчевателем для работы на самых тяжелых грунтах, в том числе с промерзанием на глубину до 15 см. Ее максимальная производительность увеличилась до 120 м3/ч. Запас хода составил 800 км.

ПКТ – путепрокладочный колесный тягач (путепрокладчик) на шасси 538 служил для прокладки на местности колонных путей сообщения, постройки, ремонта, расчистки и планировки грунтовых дорог, отрыва элементов дорожного полотна, а также для проведения общих землеройных и строительных работ. В отличие от бульдозера БКТ был оборудован трехсекционным плужным отвалом с гидравлическим регулированием положения двух откидных боковых секций (крыльев), шарнирно закрепленных на его средней части. Перед отвалом или позади него устанавливалась стальная лыжа для ограничения степени заглубления в грунт и разгрузки гидроцилиндров навески.

Читать еще:  К 701 кировец технические характеристики

В зависимости от взаимного положения крыльев и вида выполняемых работ ширина захвата составляла 3,2 – 3,8 м, производительность – до 10 км проложенных путей в час, на землеройных операциях – до 80 м3/ч. Снаряженная масса ПКТ – 19,4 т. На шасси 538ДП монтировали оборудование модернизированного путепрокладчика ПКТ-2, способного расчищать местность от кустарников, корчевать пни и валить деревья диаметром до 25 см. Его максимальная производительность при перемещении грунта возросла до 160 м3/ч, собственная масса – до 23 т. ТМК-2 – роторная колесная траншейная машина на шасси 538ДК с дублированной системой запуска двигателя использовалась для отрывания на земляных и песчаных грунтах войсковых траншей, рвов и ходов сообщения различного профиля глубиной 1,1 – 1,5 м и шириной на разных уровнях от 0,9 до 1,5 м.

Ее многоковшовое экскаваторное оборудование с метательным устройством отбрасывания выкопанного грунта на обе стороны устанавливалось на мощной параллелограммной конструкции с подъемными гидроцилиндрами и имело карданный привод от коробки отбора мощности шасси. В его передней части было смонтировано вспомогательное бульдозерное оснащение от гусеничной машины БТМ. Производительность ТМК-2 в зависимости от вида выполняемых работ находилась в довольно широких границах – от 80 до 400 м траншеи в час. Ее снаряженная масса достигала 27,2 т. Габаритные размеры в транспортном положении с поднятым землеройным оборудованием – 9745x3330x4175 миллиметров, длина и высота при отрывании 1,5-метровой траншеи – 12 215 и 3100 мм соответственно. Машина могла уверенно работать на подъемах крутизной до 12 градусов и при 8-градусном крене. Средний расход топлива составлял 50 л на 100 км, запас хода – 500 км, время перевода из транспортного положения в рабочее – 3 минуты.

©. Текст взят из книги Евгения Кочнева “Секретные автомобили советской армии”.
©. Фотографии взяты из общедоступных источников.

Технические характеристики самых популярных модификаций тягачей МАЗ

МАЗ тягач предназначен для перевозки тяжелых строительных грузов. Машина имеет колесную формулу 6х4.

Обзор модификаций

Модели грузовика МАЗ оснащены современной электросхемой, позволяющей быстро осуществлять обслуживание и ремонт оборудования. Машина снабжена рулевым гидроусилителем.

Тормозная система грузовых седельных тягачей МАЗ снабжена механизмами, которые работают на барабанах диаметром 120 мм. Тормозные камеры снабжены пружинными энергетическими аккумуляторами, а стояночный тормоз имеет пневматический привод. Это улучшает управление грузовиком. Грузовик максимально усовершенствован. Поэтому он популярен в разных областях промышленности и строительства.

Достоинства седельного тягача:

  • работает без сбоев;
  • обладает максимальной работоспособностью;
  • отличается высокой грузоподъемностью;
  • характеризуется высоким качеством и надежностью.

Тягач бывает: одноосный, двухосный или трехосный.

Средний мост имеет проходную конструкцию, предназначенную для уменьшения общей нагрузки на задний мост. Имеется межосевой дифференциал, который распределяет крутящий момент между основными мостами. Кабина отличается практичностью и комфортабельностью. В новых моделях изменена форма лобового стекла, конструкция радиатора. Было установлено панорамное стекло. Противоударный бампер оснащен новыми фарами. Установлены новые рычаги и удобный руль.

  • вес 34000 кг;
  • максимальная скорость 100 км/ч;
  • угол подъема 18º;
  • мощность двигателя 300 л.с.;
  • крутящий момент 1180 Нм;
  • максимальный крутящий момент 1225 Нм;
  • емкость топливного бака 350 л;
  • расход топлива 32 л/100 км.
Читать еще:  Ивеко дейли технические характеристики расход топлива

Грузовик оснащен сухим воздушным фильтром со сменными фильтрующими элементами и индикаторами. Привод системы тормозов комбинированный, может быть однопроводным и двухпроводным. Имеется предохранитель, защищающий от конденсата. Тягач используется для дальних перевозок и международных рейсов.

Модельный ряд все время обновляется, совершенствуются технические характеристики, узлы и системы. Двигатель становится более мощным и дорабатывается с учетом передовых технологий. Улучшается грузоподъемность и экономичность грузовика.

МАЗ-516

Автомобиль представляет собой усовершенствованную модель. Была установлена третья поддерживающая ось для повышения грузоподъемности. Сначала тягач был рассчитан на 15 т. В составе автопоезда грузоподъемность составляла 24 т. Был установлен мотор мощностью 240 л.с. Грузоподъемность грузовика 1600 кг.

Третья ось позволяет улучшить тяговое усилие, повысить грузоподъемность, снизить осевую нагрузку, что необходимо для сохранности дорожного полотна. Ось оснащена гидравлическим механизмом подъема. Она регулируется из кабины водителя. Так как была увеличена грузоподъемность и расход топлива, то машина была оснащена добавочным топливным баком.

Первые модели были выпущены в 1965 году. На них устанавливали двигатели ЯМЗ-236. Сначала автомобили обладали грузоподъемностью 14 т. Потом вышла новая модель МАЗ-516А, которая была усовершенствована.

  • грузоподъемность 14,5 т;
  • колесная формула 6х2;
  • число мест в кабине 3;
  • площадь грузовой платформы 14,7 м²;
  • погрузочная высота 1,48 м;
  • двигатель ЯМЗ-236, четырехтактный, шестицилиндровый, объем двигателя 11,15 л;
  • мощность мотора 180 л.с.;
  • число оборотов 2100 об/мин;
  • КПП механическая, пятиступенчатая;
  • колесные редукторы планетарные;
  • тормоза колодочные с пневмоприводом.

Подвеска колес рессорная, габариты 8520х2500х2650 мм, база 5,3 м, колея колес передних 1,97 м, задних — 1,87 м. Весит 8,8 т, дорожный просвет 0,27 м, радиус поворота 11 м, тормозной путь проходит со скоростью 40 км/ч — 20 м, максимальная скорость 85 км/ч, расход топлива 30 л/100 км, запас топлива 300 л.

Маз-538

Колесный тягач МАЗ-538 — это двухосный грузовик, у которого все колеса ведущие. Он применяется в качестве базы для разных типов навесного оборудования с пассивными рабочими органами.

Рассмотрим характеристики тягача МАЗ-6425х9-450-051:

  • колесная формула 6х6;
  • кабина с разрезным лобовым стеклом;
  • двигатель ЯМЗ-6585, мощность 420 л.с.;
  • высота по ССУ 1650 мм, нагрузка на ССУ 18000 кг;
  • вес 30000 кг;
  • вес автопоезда 65000 кг;
  • задняя подвеска 22,82 т;
  • 2 топливных бака объемом 350 и 200 л;
  • установлен серийный передний бампер с прямоугольными фарами;
  • имеется крюк-петля.

Была выпущена также более усовершенствованная модификация МАЗ-6425х9-433-000.

МАЗ-6440

Седельный тягач МАЗ-6440 имеет такие технические характеристики:

  • длина 1845 мм;
  • тип кузова седельный тягач;
  • количество дверей 2;
  • количество мест 3;
  • установлен дизельный двигатель;
  • количество цилиндров 8;
  • мощность 600 л.с.;
  • крутящий момент 2500 Нм/об.мин.

Остальные модификации

Имеются другие модификации, например:

  • МАЗ-6317 — бортовой полноприводный тягач повышенной проходимости Минского автозавода;
  • 6417 — тягач лесовоз;
  • 5316 — армейский двухосный тягач с колесной формулой 4х4.

Цена и аналоги

Новый тягач МАЗ-5440С5-8520-002 стоит 2 699 500 руб. Его аналог — КамАЗ-65221-6021-43, седельный тягач 420 л.с., с полуприцепом 35 т.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector