Маз 525 технические характеристики
Автомобиль-самосвал МАЗ-525: технические характеристики, описание и отзывы
МАЗ-525 — советский большегрузный автомобиль самосвального типа — был разработан в 1949 году на заводе в Ярославле. Проект получил обозначение ЯАЗ-225. Первоначально на шасси планировалось установить асимметричную кабину от модели ЯАЗ-200. Однако вскоре всю техническую документацию передали на Минский автозавод для дальнейшей разработки, и таким образом был создан совершенно новый МАЗ-525 — автомобиль-самосвал повышенной грузоподъемности, который предназначался для решения многочисленных транспортных проблем в народном хозяйстве СССР.
Начало выпуска
Серийное производство автомобиля началось в 1950 году и продолжалось до 1959-го. За этот период было произведено более 800 самосвалов МАЗ-525. Зкстерьер автомобиля разных лет выпуска был примерно одинаковым, перед производителем не стояла задача сделать машину более привлекательной. Все внимание было занято только техническими вопросами, направленными на улучшение ходовых качеств и повышения грузоподъемности.
Тем не менее кое-какие символы нужно было на машине обозначать. На роль символического изображения выбрали популярное белорусское животное — им стал зубр. Небольшая хромированная фигурка мощного дикого быка размещалась по обе стороны капота МАЗ-525. На более поздних партиях самосвалов «зубр» уже просто выштамповывался на боковой панели капота.
Буксировщик
В 1952 году на базовой платформе был создан седельный тягач МАЗ-Э-525Д. Машина предназначалась для работы в паре с пятнадцатикубовым скрепером Д-189.
А в 1954 году создали уникальный троллейвоз с функциями самосвала, который оказался очень полезным в строительстве. Позже сконструировали еще один троллейвоз, более мощный, способный перевозить на электротяге многотонные грузы.
Аэрофлот
В 1959 году Росавиация заказала Минскому заводу несколько колесных аэродромных тягачей, получивших название МАЗ-541.
После выполнения столь ответственного задания завод МАЗ немного перепрофилировали, в цехах стали производить новый седельный тягач, который вышел уже под другой маркой — БелаАз-525А. Мощный буксировщик работал в сцепке с сорокапятитонным полуприцепом «5271».
В 1959 году, с конвейера стали сходить и МАЗ-525, и Белаз-525А. В пятидесятых и шестидесятых годах, когда было развернуто строительство нескольких плотин одновременно, все самосвалы отправлялись в Красноярск, а оттуда дальше, в Сибирь. Кроме того, огромное количество минских самосвалов поставлялось в Египет, на строительство Асуанской плотины.
В то время грузоподъемность МАЗ-525, которая составляла четырнадцать тонн, считалась достаточно серьезной нагрузкой. Однако количество предназначенных к перевозке объемов было намного выше. Тогда хозяйственники СССР попытались решить проблему за счет увеличения числа транспортных средств. Больше самосвалов — больше тоннокилометров. На первый взгляд, решение достаточно логичное и разумное. Однако сразу же встал вопрос ремонтной базы подвижного состава. Ее попросту не было. Новые самосвалы начинали ломаться спустя два года после начала работы. И получилось, что вместо ремонта машина отгонялась в тупик и про нее забывали.
Увеличение грузоподъемности
Одним словом, ничего не получилось. Тогда стали думать, как увеличить грузоподъемность МАЗ-525 по меньшей мере в два раза. И снова разработку такого грузовика поручили Минскому КБ. Главной задачей для всего коллектива, было создание именно карьерного самосвала, поскольку такой машине не нужны были скоростные качества, да и ходовая часть не нуждалась в амортизаторах с пружинами в принципе. Во главу угла ставили силовую установку, от мощи машины, ее номинальной тяги зависело все.
Карьерная ориентация
Проблема назревала давно, поэтому решение было принято быстро. В 1951 году пошел в серийное производство карьерный самосвал МАЗ-525. Конструктивные изменения были несущественными, радиаторную решетку из полукруглой сделали прямой, убрали атрибутику с крыльев.
Машину оснастили трехсотсильным Барнаульским двигателем на 12 цилиндрах V-образного расположения. Колеса гиганта составляли в диаметре более двух метров. Грузоподъемность возросла до 25 тонн, затем удалось добавить еще 5 тонн, итого МАЗ-525 стал поднимать тридцать тонн, а это был настоящий прорыв.
МАЗ-525: технические характеристики
Задачей автомобиля стала транспортировка карьерной добычи. Первые же годы показали, что решение по созданию мощного «тихохода» был правильным. Карьерный самосвал выпускался до 1965 года, после чего был переведен во вновь открывшийся «БелАз» в Жодино. Технические характеристики авто МАЗ-525 требовали дальнейших разработок.
Первый МАЗ-525 Жодинского производства сошел с конвейера 1 ноября 1958 года. А затем начался спад выпуска карьерного самосвала. Сначала автомобиль соединили с самосвальным полуприцепом, рассчитанным на транспортировку сорока тонн сыпучих грузов. Идея была сама по себе здравая, но подвел двигатель, ему просто не хватало мощности, — не тянул. Пришлось отказаться.
Прогресс неизбежен
Тогда на «БелАзе» широко развернули производство простого карьерного «трудяги», которого собирали и до этого. Сотни новых самосвалов потянулись в разные страны, по всем направлениям. И этот путь оказался самым правильным, поскольку дал толчок началу производства сегодняшних супергигантов, типа Белаз-75710, который способен перевезти за раз 360 тонн любого карьерного груза, да еще выгрузить его частями, куда маркшейдер укажет.
Жодино сегодня
Но прежде чем наступит эра гигантов с электроприводами на всех колесах, в Жодино взялись за разработку БелАз-540 — родоначальника плеяды «75710» и ему подобных. А выпуск «МАЗ-525» закончился в 1965 году, причем этот автомобиль никогда не будет забыт, поскольку являет собой пример истинного труженика. Памятники «пятьсот двадцать пятому» ставят везде, где сохранилась память о самосвале.
«Жодино» в настоящее время является международным центром паломничества хозяйственников со всего мира. Самосвалы, грузоподъемностью от 360 до 540 тонн вдруг оказались нужны и неграм в Африке и Алеутам на Крайнем Севере. Карьерные разработки будут всегда, ископаемых добывается все больше и больше. К тому же стоимость оранжевых исполинов на порядок ниже, чем японских «Каматсу» или американских «Катерпиллеров». Так что прямым курсом в Жодино!
Маз 525 технические характеристики
WWW.TECHSTORY.RU
Сайт о механических экскаваторах, старой строительной,
авто- и железнодорожной технике
МАЗ-525 — советский грузовой автомобиль большой грузоподъёмности производства Минского автомобильного завода. Разработка начата в 1947 году на Ярославском автомобильном заводе под руководством конструкторского бюро большегрузных автомобилей при министерстве автомобильной промышленности СССР. Проект получил название ЯАЗ-225. На нём планировалось установить смещённую влево кабину от ЯАЗ-200. Однако в дальнейшем техническую документацию передали на МАЗ, где конструкция самосвала была существенно доработана. Производился серийно в 1951—1958 годах На Минском автозаводе было выпущено около 800 экземпляров, а всего с 1951 по 1965 годы — 6010 единиц. Внешний вид автомобиля разных лет выпуска незначительно отличался. Так, на МАЗ-525 первых выпусков капот по ширине был равен кабине, на поздних выпусках он стал значительно уже. Вначале по бокам капота монтировалось ограждение для безопасности механика, обслуживавшего двигатель, но затем от этого отказались. На капотах ранних МАЗ-525 размещалась хромированная фигурка зубра, на поздних зубр помещался в качестве выштамповки на боковинах капота. Кроме того, на ранних МАЗ-525 решётка радиатора внешне напоминала решётку МАЗ-200. В 1952 году на базе самосвала был создан седельный тягач МАЗ-Э-525Д для работы в сцепке со 15-кубовым скрепером Д-189. В 1954 году совместными усилиями МАЗа, Института горного дела АН УССР и Харьковского троллейбусного депо был создан уникальный самосвал-троллейвоз, оснащённый двумя троллейбусными электродвигателями Д-202 общей мощностью 172 кВт. В 1964 году НАМИ разработал другую модель самосвала-троллейвоза, получившую название ДТУ-25. В 1959 году на базе узлов МАЗ-525 было изготовлено 3 экземпляра колёсного аэродромного тягача МАЗ-541. С 1 ноября 1958 года производство было передано Белорусскому автомобильному заводу, где автомобиль выпускался до 1965 года включительно. При этом с боковин капота исчезли «мазовские» зубры, а на капоте появилась надпись «БЕЛАЗ». В связи с этим в некоторых источниках ошибочно указывается, что автомобиль получил марку «БелАЗ», однако это не так. Самосвал выпускался под маркой МАЗ в Жодино до самого конца производства. Последний МАЗ-525 был торжественно встречен на конвейере 11 сентября 1965 года, после чего завод полностью перешёл на выпуск новых самосвалов БелАЗ-540А, а также ещё несколько лет выпускал запчасти для автомобилей предыдущей модели. В 1959 году на базе самосвала в Жодино был разработан седельный тягач МАЗ-525А для работы в составе автопоезда с 45-тонным полуприцепом БелАЗ-5271. Однако в серию автомобиль не пошёл. Эксплуатация машин продолжалась до начала 1970-х годов. МАЗы-525 участвовали практически во всех крупных советских стройках 1950—1960-х годов, а также в зарубежных стройках (например, в возведении Асуанской плотины в Египте). Единственный сохранившийся экземпляр установлен как памятник у Красноярской ГЭС. МАЗ-525 в кинематографеМАЗ-525 снимался в фильмах «Русский сувенир» (1960) и «Жажда над ручьём» (1968). В конце фильма главная героиня убегает с гидрологического пункта, по грунтовой дороге мимо неё проезжают КРАЗы, МАЗ-525, Белаз. |