Бульдозер дз 42г технические характеристики
Бульдозер ДЗ 42 на базе ДТ 75
Бульдозер ДЗ 42 представляет собой самоходную землеройно-транспортную машину, работающую на гусеничном ходу. В советское время модель была распространена на всей территории страны. Производство техники осуществлялось на Волгоградском тракторном заводе. В качестве базы для создания бульдозера выступил популярный трактор ДТ 75, выпущенный в 1963 году. Разработчики добавили множество уникальных функций и дополнительных возможностей, сделав универсальную машину, способную выполнять различные операции.
В сравнении с прототипом ДЗ 42 существенно потерял в скорости движения, но получил реверсивный редуктор и возможность работать с грунтами 1-ой и 2-ой степени сложности. Бульдозер представлял третий тяговый класс и имел достаточную для выполнения тяжелых операций мощность.
Сфера использования ДЗ 42:
- резание и перемещение сыпучих материалов и грунта на незначительные расстояния;
- проведение работ в сельском хозяйстве (утрамбовка силоса, обустройство хранилищ, уборка навоза);
- рытье котлованов, ям, траншей;
- планировка участков под застройку;
- выполнение работ в коммунальном хозяйстве (уборка дорог от снега и грязи);
- рыхление грунта.
Видео
Модификации и особенности
Бульдозер ДЗ 42 выпускался в нескольких модификациях, отличавшихся типом используемого отвала и исполнением:
- базовая версия ДЗ 42 с неповоротным отвальным механизмом;
- ДЗ 42П с полноповоротным отвальным механизмом. Устройство крепится при помощи универсальных шарниров на брусьях. Задняя часть толкающего бруса стыкуется со специальной балкой с использованием упряжных шарниров. Шарниры сохраняют работоспособность машины при возникновении перекоса, позволяя менять угол наклона оборудования относительно поверхности грунта. Модификация доступна в 2 вариантах: с прямым поворотным отвалом и с универсальным поворотным отвалом с функцией гидроперекоса;
- ДЗ 42Т с увеличенной площадью опоры, широкими гусеницами и большим дорожным просветом. Торфяная модификация уверенно преодолевает лесные завалы, глубокие колеи и другие препятствия. В состав каждой гусеницы ДЗ 42Т входят 42 звена со специальными почвозацепами, улучшающими проходимость и не позволяющими провалиться в зыбкую почву;
- ДЗ 42Г и ДЗ 42Г-1 с гидроцилиндром 2-стороннего действия. Модификации используются для выполнения работ в горной местности, мелиоративных операций в сельском хозяйстве в областях с грунтом средней тяжести.
Достоинства модели ДЗ 42:
- высокая производительность;
- максимальная надежность;
- длительное функционирование без дозаправки;
- универсальность;
- ремонтопригодность.
Главным недостатком модели является маленькая скорость передвижения и моральное устаревание конструкции. Универсальность, доступность и достаточная надежность позволяют ДЗ 42 оставаться востребованным в настоящее время.
Технические характеристики
Габаритные размеры:
- длина – 4980 мм;
- ширина – 2560 мм;
- высота – 2650 мм;
- дорожный просвет – 380 мм;
- передняя колея – 1330 мм;
- задняя колея – 1330 мм.
Общая масса техники составляет 7390 кг, удельное давление на грунт – 0,47 кг/кв.см. Бульдозер мог двигаться в диапазоне скоростей от 0,33 до 11,1 км/час, что позволяло приспосабливаться к различным условиям эксплуатации. Тяговая сила равнялась 36,5 кН.
Основным рабочим органом ДЗ 42 в стандартном исполнении был неповоротный отвал, который использовался для перемещения грунта на дистанцию 50-150 м.
Характеристики оборудования:
- длина – 2560 мм;
- высота – 800 мм;
- предельная высота подъема – 830 мм;
- предельное углубление – 410 мм.
Для модели ДЗ 42Г использовался отвал со следующими характеристиками:
- длина – 2800 мм;
- высота – 800 мм;
- предельная высота подъема – 635 мм;
- предельное углубление – 300 мм.
Устройство и особенности эксплуатации
Модель ДЗ 42 построена на основе трактора ДТ 75. По большинству элементов данные машины унифицированы. Для бульдозера применяется цельнометаллическая рама, жестко закрепленная с кронштейнами лонжеронов, что позволяет выдерживать серьезные нагрузки.
Все модификации ДЗ 42 оснащаются гусеничной ходовой частью, включающей подвеску пружинного типа. Ширина гусеничного полотна зависит от версии машины и может меняться от 390 до 470 мм. Бульдозер создает минимальное давление на грунт и не повреждает плодородный слой грунта.
ДЗ 42 комплектуется механической трансмиссией, в состав которой входит 7-ступенчатая коробка передач, установленная у заднего моста. Сухая 2-дисковая постоянно замкнутая муфта применяется для начала движения.
Основным элементом тормозной системы являются ленточные тормоза. Для сокращения нагрузок, создаваемых на поворотах, задний мост оснащается 2 планетарными редукторами.
Гидравлическая система бульдозера содержит насос, силовой гидроцилиндр, распределитель с гидрозамком и предохранительный клапан, контролирующий навесной механизм. Масло в гидравлическую систему поступает через фильтр и масляную емкость.
Водительская кабина бульдозера сделана из цельного металла и имеет повышенную прочность. Салон надежно загерметизирован, что предотвращает попадание частиц пыли. Также внутри установлены обогреватель и вентиляционная система, которые позволяют эксплуатировать технику независимо от погодных условий. Дополнительное усиление кабины в виде каркаса безопасности защищает оператора даже в случае переворота машины. Кабина при необходимости смещается относительно основания бульдозера, обеспечивая отличный обзор в процессе выполнения земляных работ.
Для оператора предусмотрено 2-местное подрессоренное сидение, положение которого можно менять с учетом антропометрических данных. Эргономичное расположение органов и продуманная компоновка салона сокращают степень усталости при постоянной работе.
В качестве основного рабочего органа на ДЗ 42 используется неповоротный отвал, установленный с применением цапф на балке и коробчатых толкающих брусьев. Устойчивое положение органа достигается за счет гидрораскоса и винтового раскоса. Компенсационный механизм удерживает отвал в горизонтальном положении, не допуская перекоса. В нижней части установлены сменные режущие ножи с 2 лезвиями. В центральной области имеется специальный козырек, препятствующий высыпанию грунта через верх отвала. В движение оборудование приводится посредством 2 гидроцилиндров, закрепленных на кронштейнах.
Для бульдозера используются следующие типы отвалов:
- базовый неповоротный отвал БНДТ-10;
- неповоротный отвал БНДТ-20 увеличенного размера;
- поворотный отвал БПДТ-10 с большими функциональными возможностями;
- универсальный поворотный отвал БУДТ со встроенным гидроприводом.
Двигатель
ДЗ 42 комплектуется 4-тактными дизельными двигателями нескольких типов с жидкостным охлаждением и непосредственным впрыском горючего. Силовые установки различаются отдельными элементами конструкции и мощностью:
1. Д 440-22 – унифицированный двигатель с вертикальным рядным расположением цилиндров. Особенности мотора:
- противодымный корректор;
- чугунная отливка блок-картера с конструкцией повышенной жесткости;
- полнопоточная схема очистки;
- многосекционный насос топлива, оборудованный клапаном аварийной остановки;
- полноопорный коленчатый вал с тонкостенными вкладышами подшипников и закаленными шейками;
- запуск с использованием пускового двигателя П-350-1;
- чугунная головка цилиндров.
Характеристики Д 440-22:
- номинальная мощность – 95 л.с.;
- номинальная частота вращения – 1750 об/мин;
- максимальный крутящий момент – 532,5 Нм;
- удельный расход топлива – 162 г/л.с. в час.
2. СМД-18Р – украинский аналог агрегата Д 440-22.
3. РМ-80 – мотор с мощностью 80 л.с. и большим ресурсом работы.
4. Д 245.5S2 – агрегат с рядным расположением цилиндров.
Характеристики Д 245.5S2:
- рабочий объем – 4,75 л;
- номинальная мощность – 95 л.с.;
- номинальная частота вращения – 1800 об/мин;
- максимальный крутящий момент – 404 Нм;
- количество цилиндров – 4;
- диаметр цилиндра – 110 мм.
5. Мотор А-41 – аналог Д 440-22 со следующими параметрами:
- номинальная мощность – 90 л.с.;
- номинальная частота вращения – 1750 об/мин;
- максимальный крутящий момент – 442 Нм;
- удельный расход топлива – 170 г/л.с. в час.
Средний расход топлива бульдозера при часовой работе не превышает 8,4 л. Емкость топливного бака – 245 л.
Опционально двигатель оснащался предпусковым подогревателем, облегчающим пуск при минимальных температурных показателях.
Новую модель ДЗ 42 в настоящее время купить не удастся.
При этом подержанных вариантов ДЗ 42 на рынке достаточно много. Стоимость представленных моделей различна:
- 1985-1988 год – 80-160 тысяч рублей;
- 1991-1994 год – 150-230 тысяч рублей.
Технические характеристики ДЗ-42 и ТОП-8 других распространенных моделей бульдозера на гусеничном ходу
На рынке представлено несколько модификаций бульдозера ДЗ: 42, 170, 171 и т. д. Каждая модель отличается техническими характеристиками и показателями. Это транспортное средство используется для выполнения работ на промышленных и строительных площадках, в карьере и в сельском хозяйстве.
Обзор распространенных моделей
Этот транспорт применяется во время погрузочных и разгрузочных работ, выравнивания грунта. Также бульдозер ДЗ используется для разработки грунтов первой и второй категории.
Модификация ДЗ-8 оборудована дизельным силовым агрегатом, который выполнен в соответствии с международным экологическим стандартом Евро-2. Техника оснащена механической коробкой передач и гидравлическим усилителем руля.
Объем рабочего органа | 0,5 м³ |
Длина стрелового оборудования | 5500 мм |
Максимальная глубина копания | 5600 мм |
Радиус выгрузки | 5400 мм |
Мощность двигателя | 80 л. с. |
Полная масса | 20500 кг |
Длина отвала | 3003 мм |
Частота вращения коленчатого вала | 1800 оборотов в минуту |
Количество цилиндров | 4 |
Число тактов | 4 |
Диаметр цилиндрических деталей | 96 мм |
Ход поршней | 98 мм |
Дорожный просвет | 170 мм |
Транспортная скорость | 13 км/ч |
Объем топливного бака | 100 л |
Транспорт ДЗ-27 — это землеройная техника, оснащенная отвалом неповоротного типа. Данная модификация предназначена для срезания и перемещения грунта первой, второй и третьей категории.
Технические параметры и характеристики:
Габаритные параметры | Длина — 4393 мм Ширина — 2475 мм Высота — 3130 мм |
Колесная база | 2473 мм |
Расстояние дорожного просвета | 407 мм |
Колея по передним колесам | 1880мм |
Колея по задним колесам | 1880 мм |
Максимальная скорость движения | 12,25 км/ч |
Длина отвала | 3200 мм |
Высота отвала | 1100 мм |
Угол срезания | 55° |
Общий вес | 1850 кг |
Глубина срезания грунта | 335 мм |
Тяговое усилие | 94 кН |
Количество скоростных режимов | 8 |
Ширина башмака | 500 мм |
Количество катков | 2 |
Техника ДЗ-28 подходит как для работ по разработке грунта, так и для транспортировки различных грузов. Бульдозер отличается высоким уровнем маневренности и устойчивости к суровым погодным условиям.
Характеристики и показатели этой модели:
Рабочий объем силового агрегата | 13,53 л |
Международный экологический стандарт | Евро-2 |
Мощность мотора | 160 лошадиных сил |
Частота вращения коленчатого вала | 1250 оборотов в минуту |
Рабочий температурный режим | -40°…+45°С |
Количество цилиндрических механизмов | 4 |
Габаритные параметры отвала | Длина — 3940 мм Высота — 1000 мм |
Общий вес навесного оборудования | 2000 кг |
Полная масса | 14900 кг |
Наибольший угол срезания | 60° |
Количество скоростей коробки передач | 8 |
Наибольшая транспортная скорость | 9,9 км/ч |
Дорожный просвет | 407 мм |
Ширина колеи гусеничной ленты | 1880 мм |
Число катков | 2 |
Строительная техника ДЗ-42Г используется для рытья траншей и котлованов, а также для транспортировки различных сыпучих грузов, расчистки дорог от снега и для других коммунальных работ.
Технические данные и показатели модели:
Тяговый класс | 3 |
Габариты | Длина — 4980 мм Ширина — 2560 мм Высота — 2650 мм |
Клиренс | 380 мм |
Общий вес транспорта | 7390 кг |
Объем бака для дизельного топлива | 245 л |
Мощность силового агрегата | 95 лошадиных сил |
Наибольшая скорость движения | 11,3 км/ч |
Средний расход топливной жидкости | 8,4 л в час |
Параметры отвала | 2560*800 мм |
Глубина копания | 410 мм |
Высота подъема рабочего органа | 830 мм |
Давление на грунт | 0,47 г/см2 |
Количество передач | 7 |
Количество цилиндров | 4 |
Ход поршней | 96 мм |
ДЗ-109
Модель ДЗ-109 относится к легкому классу бульдозеров. Он изготовлен на базе тракторной техники Т-130 и оборудован мощным дизельным двигателем и восьмиступенчатой коробкой передач.
Технические параметры и характеристики:
Масса бульдозера | 15000 кг |
Тяговый класс | 10 |
Гусеничная база | 2517 мм |
Колея | По передним колесам — 1880 мм По задним колесам — 1880 мм |
Количество тактов | 4 |
Средний расход дизеля | 218 кВт*ч |
Емкость для топливной жидкости | 300 л |
Объем бака охлаждающей системы | 60 л |
Емкость для смазки деталей мотора | 32 л |
Гидравлический бак | 100 л |
Габариты ДЗ-109 | 4600*2480*3180 мм |
Давление на грунт | 0,076 МПа |
Дорожный просвет | 380 мм |
Цилиндры | 4 штуки |
Диаметр цилиндров | 96 мм |
ДЗ-110
Данная модель используется при строительстве различных объектов в качестве вспомогательной техники, также во время съема земляных слоев, нарезке террас, во время планировки и транспортировки грунта.
Бульдозер ДЗ-110А — технические характеристики техники:
Длина | 5445 мм |
Ширина | 3050 мм |
Высота | 3420 мм |
Гусеничная база | 2478 мм |
Клиренс | 415 мм |
Колея | 1880 мм |
Ширина башмака | 500 мм |
Давление, оказываемое на грунт во время выполнения работ | 0,05 МПа |
Максимальная высота копания | 1000 мм |
Наибольшая высота подъема рабочего органа | 1000 мм |
Рабочий объем мотора | 14,48 л |
Мощность силового агрегата | 170 лошадиных сил |
Частота вращения коленчатого вала | 1250 оборотов в минуту |
Номинальный крутящий момент | 1098 Нм |
Объем бака для топлива | 290 л |
ДЗ-162
Этот бульдозер используется при нарезке террас на косогорах, перемещении различных материалов и грузов на строительных площадках при возведении насыпей. Такая техника подходит для выполнения коммунальных работ.
Технические показатели бульдозера ДЗ-162:
Габаритные параметры | 5500*2560*2650 мм |
Дорожный просвет | 326 мм |
Передняя колея | 1330 мм |
Задняя колея | 1330 мм |
Транспортная скорость | 8,3 км/ч |
Общий вес | 7390 кг |
Предельный угол въезда | 20° |
Угол среза | 55° |
Высота подъема отвала | 830 мм |
Глубина копания | 410 мм |
Передаточное число | 1,25 |
Количество тактов | 4 |
Рабочий объем двигателя | 6,3 л |
Диаметр цилиндрических механизмов | 120 мм |
Степень сжатия | 16 |
ДЗ-170
Этот бульдозер оборудован раздельно — агрегатной гидравлической системой, для крепления которой в конструкции транспорта предусмотрена навесная передняя рама. Для создания давления в системе здесь используется насосный механизм.
Технические параметры и характеристики:
Мощность мотора | 180 лошадиных сил |
Частота вращения коленвала | 1070 оборотов в минуту |
Средний расход топливной жидкости | 20 л |
Колея | 1880 мм |
Тяговый класс | 10 |
Габариты | 4600*2480*3180 мм |
Давление на грунт | 0,076 МПа |
Снаряженная масса | 15990 кг |
Рабочий температурный режим | -40°…+40°С |
ДЗ-171
Этот транспорт относится к тяговому классу №10 и предназначен для выполнения работ на тяжелом грунте. Среди преимуществ можно выделить небольшой расход топлива и высокую производительность.
Описание параметров бульдозера ДЗ-171-1, технические характеристики:
Объем рабочего органа | 3 м³ |
Рабочая температура | -40°…+40°С |
Высота подъема | 935 мм |
Мощность двигателя | 170 лошадиных сил |
Полная масса | 17000 кг |
Длина отвала | 4100 мм |
Частота вращения коленчатого вала | 1050 оборотов в минуту |
Количество цилиндров | 4 |
Число тактов | 4 |
Диаметр цилиндрических деталей | 103 мм |
Ход поршней | 104 мм |
Дорожный просвет | 380 мм |
Транспортная скорость | 12,5 км/ч |
Объем топливного бака | 150 л |
Другие модификации
Модификация ДЗ-18 относится к десятому тяговому классу и используется для выравнивания грунта, очистки дорог в зимний период и для транспортировки сыпучих грузов.
Габаритные параметры | Длина — 4600 мм Ширина — 2500 мм Высота — 3200 мм |
Колесная база | 2450 мм |
Расстояние дорожного просвета | 380 мм |
Колея по передним колесам | 1880 мм |
Колея по задним колесам | 1790 мм |
Максимальная скорость движения | 13 км/ч |
Длина отвала | 3100 мм |
Высота отвала | 420 мм |
Угол срезания | 25° |
Общий вес | 12500 кг |
Глубина срезания грунта | 500 мм |
Тяговое усилие | 10 |
Количество скоростных режимов | 8 |
Ширина башмака | 500 мм |
Количество катков | 2 |
Транспорт ДЗ-29 оборудован дизельным четырехтактным мотором и гидравлической системой с восьмиступенчатой коробкой передач.
Технические данные и параметры модели:
Рабочий объем силового агрегата | 12 л |
Международный экологический стандарт | Евро-0 |
Мощность мотора | 59 лошадиных сил |
Количество цилиндрических механизмов | 4 |
Габаритные параметры отвала | Длина — 3500 мм Высота — 500 мм |
Общий вес навесного оборудования | 2050 кг |
Полная масса | 6560 кг |
Наибольший угол срезания | 60° |
Ширина колеи гусеничной ленты | 1880 мм |
Число катков | 2 |
Модификация ДЗ-53 — это землеройная транспортная техника на базе гусеничного трактора и колесного тягача. Она состоит из отвала, гусеничной ленты и кабины машиниста.
Характеристики и данные:
Тяговый класс | 10 |
Клиренс | 180 мм |
Общий вес транспорта | 7000 кг |
Объем бака для дизельного топлива | 110 л |
Мощность силового агрегата | 96 лошадиных сил |
Наибольшая скорость движения | 12 км/ч |
Средний расход топливной жидкости | 20 л на 100 км |
Параметры отвала | 2150*800 мм |
Глубина копания | 420 мм |
Высота подъема рабочего органа | 430 мм |
Транспорт ДЗ-101 относится к четвертому тяговому классу. Он оборудован отвалом, объем которого равен 1,7 м³. Мощность двигателя составляет 56 лошадиных сил, а объем топливного бака 150 л.
Бульдозер ДЗ-42
Бульдозер ДЗ-42 (ВгТЗ ДЗ-42 ) – самоходное землеройно-транспортное устройство, передвигающееся на гусеничном ходу. Данная модель получила широкое распространение в СССР. Предназначалась техника для разработки грунтов второй и первой категории. ДЗ-42 мог производить планировочные работы и осуществлять перемещение сыпучего материала, посредством данной мощной машины в СССР возводили земляные насыпи и снимали пласты грунта.
Выпускался бульдозер на Волгоградском тракторном заводе. В его основу легла популярнейшая модель ДТ-75. Разработчики при создании ДЗ-42 потрудились на славу, наделив его массой дополнительных возможностей и уникальных характеристик. К таким можно было отнести способность перемещения сыпучих грузов. Специализированное оборудование позволяло ДЗ-42 рыть котлованы, траншеи, расчищать дороги от грязи и снега. Землеройно-транспортировочное приспособление на бульдозерах данной модели нашло применение в сферах коммунального хозяйства, промышленности и сельском хозяйстве.
Базовая версия ДЗ-42 промышленной модификации оснащалась различными типами отвальных приспособлений: отвалы неповоротного и поворотного типов. Сам бульдозер, по сути, оказался трактором ДТ-75 с установленными на нем бульдозерными механизмами. В зависимости от категории отвала различались две модификации данной машины: ДЗ-42П имел полноповоротный отвальный механизм, ДЗ-42 – неповоротный механизм.
Фото и видео
Первая модель позволяла менять наклон отвального оснащения по отношению к осевой опоре. Маневр позволял заметно увеличивать производительность бульдозера при выполнении рабочих операций. По дополнительному требованию ДЗ-42 укомплектовывался универсальным поворотным отвальником, имеющим функцию гидроперекоса или механизмом поворотного типа.
Также выпускалась еще одна версия ДЗ-42 – ДЗ-42Т. Она предназначалась для земляных операций на неустойчивом и слабом грунте (болотистая территория с влажными почвами). Модель получила название «торфяная модификация». В дальнейшем появилось еще несколько производных вариантов ДЗ-42. Разработчики бульдозера сделали модификации данной техники почти универсальными, потому покупатель мог выбрать нужную модель согласно своим потребностям, состоянию почвы и климатическим условиям.
Технические характеристики бульдозер ДЗ-42
- Модель ДЗ-42 получила дизельный двигатель номинальной мощностью 90 (95) кВт (л.с.).
- Расход топлива бульдозера составлял 8,4 литра при часовой работе.
- Двигатель модели обеспечивал диапазон скоростей 0,33-11,1 км/час.
- Показатель давления на грунт – 0,47 кг/кв.см.
- Габаритные размеры техники – 4980x2520x2650, масса – 7,39 тонны.
- Тяговая сила ДЗ-42 равнялась 36,5 кН.
- Дорожный просвет составлял 380 миллиметров,
- колея – 1330 миллиметров.
Устройство
ДЗ-42 комплектовался четырехцилиндровым четырехтактным дизельным мотором. Балка поперечного расположения в модели крепилась с кронштейнами лонжеронов весьма жестко. Последние были частью трактора и располагались между катками, на которые приходился упор. Гидросистема, принадлежащая трактору, приводила в рабочее положение гидроцилиндры. В ее конструкцию входили распределитель из трех секций и гидронасос.
Компоновку ДЗ-42 продумали достаточно хорошо. Разработчики учли предыдущий опыт и удачно расположили все части, потому управление машиной осуществлялось удобно и просто. Комплектация и конструкция оказались грамотно организованы. Из кабины оператору бульдозера открывался отличный обзор в ракурсе движения техники. Водитель контролировал рабочую зону, наблюдая за выполнением операции. ДЗ-42 отличался надежной и прочной конструкцией, позволяющей справляться с повышенными нагрузками.
Скорость данной модели вряд ли можно назвать большой. Однако ее недостаток целиком компенсируется показателями производительности и мощности. При этом наиболее важным качеством землеройно-транспортной техники всегда была возможность бесперебойной работы и надежность в эксплуатации. Этими качествами ДЗ-42 обладал в полной мере. При должных технических осмотрах модель в современных условиях может прослужить в разы дольше гарантийных и эксплуатационных сроков. При поломке какой-либо детали или механизма бульдозера, заменить его будет не так сложно, после чего техника снова будет готова к тяжелым работам.
Стоимость бульдозера ДЗ-42
Средняя цена нового ДЗ-42 равняется 1,2-1,6 миллионам рублей. При этом на рынке довольно много предложений с поддержанными бульдозерами данной модели. Стоить они будут несколько меньше – 0,7-0,9 миллиона рублей. Варианты «не на ходу» или с серьезными дефектами предлагаются за 150000-250000 рублей.
Бульдозер ДЗ-42: технические характеристики
Любое строительство начинается с земляных работ. Это разработка грунта, его перемещение или погрузка на самосвалы. Всегда при устройстве основания или фундамента здания роется котлован заданной площади и глубины, а чтобы проложить трубопровод, необходимы траншеи.
Удельный вес земельных работ в строительстве самый массовый и трудоемкий, в связи с чем ручные методы здесь неприменимы. Котлованы роются механизированным способом. При этом используются специализированные землеройные и землеройно-транспортные машины.
Для срезания и перемещения слоев грунта, а также его укладки и планировки используются бульдозеры, с помощью которых эти процессы механизируются. Наиболее распространены, имеющие высокие тяговые усилия и проходимость, гусеничные бульдозеры.
ДЗ-42 — бульдозер, использующийся при разработке грунтов первой и второй категорий. Может перемещать сыпучий материал и планировать территорию под строительство. Бульдозер снимает грунт пластами, при необходимости возводя насыпи. Разработчики заложили в устройство ДЗ-42 ряд уникальных характеристик, дающих этой тяжелой машине дополнительные возможности. Это не только рытье траншей и котлованов, но и перемещение различных сыпучих материалов, расчистка дорог от снега, использование при проведении работ в сельском и коммунальном хозяйствах.
История создания
Изобретение гусеничного хода является таким же великим и фундаментальным, как и изобретение колеса. Но если создатель колеса неизвестен, то гусеницы были изобретены русским крестьянином Федором Абрамовичем Блиновым, родившимся в 1827 г. в с. Никольское, относящемся к Вольскому уезду Саратовской губернии. Родители изобретателя были крепостными.
Высший Совет народного хозяйства Советского Союза в 1926 г. принимает постановление о строительстве тракторного завода в Сталинграде. Закладка Сталинградского, а впоследствии Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ) состоялась 12.07.1926 г., а уже 17.06.1930 г. был выпущен первый СТЗ-1 — колесный трактор с двигателем мощностью 30 л.с. К 1932 году с конвейера завода уже сходило более 140 тракторов в сутки.
Базовой моделью бульдозера ДЗ-42 является гусеничный трактор ДТ-75, производство которого было начато в 1963 г. В отличие от предшественника, ДЗ-42 выполнял любые землеройные работы и использовался при формировании стройплощадок. Многофункциональность бульдозера обеспечивалась тем, что на него устанавливался универсальный отвал, на котором можно было менять угол наклона.
В настоящее время ВгТЗ является тракторной компанией, входящей в концерн «Тракторные заводы». За время существования производства предприятие выпустило ряд модификаций ДЗ-42, спрос на которые остается на высоком уровне.
Технические характеристики
Бульдозер ДЗ-42 имеет третий тяговый класс. На время создания базовой модели машины это был для нее хороший показатель мощности. Основным отличием от базовой модели ДТ-75 является установка реверсного редуктора и отвала, что позволяет в полной мере использовать технический потенциал бульдозера. При этом машина заметно потеряла в скорости, но появилась возможность для работы со сложными грунтами, относящимися к категориям первого и второго уровней.
Основным рабочим органом ДЗ-42 является неповоротный отвал, закрепленный с помощью коробчатых толкающих брусьев и цапф на балке, расположенной поперечно. Стабильное рабочее положение отвала обеспечивается за счет жесткого винтового раскоса и гидрораскоса. В горизонтальном положении отвал удерживается за счет компенсационного механизма, не допускающего перекоса путем равномерного распределения нагрузки. На нижней кромке отвала устанавливаются сменные режущие ножи, имеющие два лезвия. Центральная часть оснащается специальным козырьком, не позволяющим пересыпаться грунту через верхнюю часть кромки отвала. Два гидроцилиндра, закрепленные на кронштейнах и приводящие отвал в движение, управляются гидросистемой с входящим в нее шестеренчатым насосом и трехсекционным гидрораспределителем.
Основные технические и габаритно-массовые показатели:
- Размеры (длина✕ширина✕высота), мм — 4980✕2560✕2650.
- Дорожный просвет (клиренс), мм — 380.
- Общий вес, кг — 7390.
- Объем топливного бака, л — 245.
- Коробка передач — механика.
- Шасси — на гусеничном ходу.
- Модель двигателя — пять разных моделей четырехтактного четырехцилиндрового двигателя мощностью от 80 до 95 л.с.
- Максимально развиваемая скорость, км/ч — 11,3.
- Расход дизельного топлива, л/ч — 8,4.
- Размеры отвала (длинаXвысотаXвысота подъемаXзаглубление), мм — 2560✕800✕830✕410.
Двигатель
На бульдозер ДЗ-42 устанавливаются пять различных моделей двигателей, являющихся четырехтактными дизельными силовыми агрегатами с непосредственным топливным впрыском и жидкостным охлаждением. Единственное отличие между ними в выдаваемой мощности:
- РМ-80 и СМД-14НГ развивают мощность 80 л.с.
- А-41 – 90 л.с.
- Д 440-22, СМД-18Н, Д 245.5S2 — 95 л.с.
Электростартерный запуск двигателя. Усредненный расход дизельного топлива находится в пределах 8,4 л/ч, а развиваемая скорость 03,-11 км/ч.
Ходовая система
Все модели бульдозера ДЗ-42 имеют шасси на гусеничном ходу. Используется цельнометаллическая рама и пружинная подвеска. Боковые лонжероны, расположенные между гусеничными катками, на которые приходится основная нагрузка, жестко соединяются с поперечной балкой.
На разных модификациях используется гусеничное полотно шириной 390-470 мм. При этом создаваемое на грунт давление не более 0,47 г/см2 при выполнении сельхозработ не повреждает плодородный почвенный слой.
Трансмиссия и гидравлика
Бульдозер ДЗ-42 оснащен механической семиступенчатой коробкой передач (КП), располагаемой у заднего моста. Для привода в движение используется сухая постоянно замкнутая двухдисковая муфта сцепления. На ДЗ-42 установлены ленточные тормоза.
Для уменьшения создаваемых при поворотах бульдозера нагрузок, задний мост оборудован двумя планетарными редукторами.
Встроенная гидравлическая система, состоящая из силового гидроцилиндра, гидронасоса, гидрораспределителя с гидрозамком и предохранительного гидроклапана, управляет навесным оборудованием. Масло в гидросистему подается через масляный бак и фильтр.
Кабина
Водительская кабина изготавливается цельнометаллической и усиливается для безопасности каркасом. Кабину можно смещать относительно основания ДЗ-42, чем обеспечивается наиболее полный обзор во время проведения земляных работ.
В кабину выведены выходные каналы отопителя, кондиционера и воздухоочистителя, которыми оборудован бульдозер. Здесь же установлено подрессоренное двухместное регулируемое водительское сиденье.
Начало эксплуатации
Перед тем, как выехать на работу, водитель-машинист осматривает бульдозер ДЗ-42 и устраняет неисправности, обнаруженные во время проведения проверки. Осмотр проводится при заглушенном двигателе.
К работе на ДЗ-42 допускаются только прошедшие обучение и имеющие удостоверение водители-машинисты. Необходимо проверить, обеспечивает ли освещение, установленное на бульдозере, достаточную видимость всего окружающего рабочего пространства. Не следует оставлять работающую машину без присмотра, а также производить регулировочные и смазочные работы на ходу. Приступать к техническому обслуживанию и ремонту бульдозера можно только после того, как двигатель полностью остановлен.
Во время работы водитель-машинист заглубляет отвал в грунт на 410 мм под углом 55° и направляет движение бульдозера в нужную сторону. При этом ножами срезается нужный слой грунта и одновременно перемещается в отведенное для разгрузки место. Этот процесс называется отсыпкой, после окончания которой отвал необходимо поднять, и затем повторить цикл снова. Грунт перемещается на расстояние не более 60 м.
Навесное оборудование
На ДЗ-42 устанавливаются следующие отвалы:
- БНДТ-10 — неповоротный отвал шириной 2520 мм и весом 829,6 кг, способный на 25° менять положение по отношению к основанию бульдозера. Используется в основном при планировании стройплощадок и очистке дорог от снега.
- БНДТ-20 — полностью идентичен модели БНДТ-10, кроме ширины (2800 мм) и веса (874 кг).
- БПДТ — поворотный по отношению к продольной оси бульдозера отвал шириной 2800 мм, весом 1070 кг и углом поворота 25°.
- БУДТ — универсальный поворотный отвал с аналогичным БПДТ углом поворота, шириной и весом, имеющий угол перекоса 8° в поперечной плоскости.
Все отвалы имеют одинаковую высоту подъема 650 мм и максимальное заглубление 410 мм при угле резания 55°. Допускается уклон бульдозера до 20°. Управляется любой отвал при помощи двух гидроцилиндров, за исключением БУДТ, имеющем три таких устройства.
Модификации
Кроме базовой модели ДЗ-42, применяемой в строительстве, коммунальной сфере и сельском хозяйстве, есть еще три основных модификации, которые следует рассмотреть более детально.
- ДЗ-42Г — специально разработанная для сельского хозяйства модель, использующаяся в основном на мелиоративных работах, а также в горной местности. Этот бульдозер оснащен одним двухсторонним гидроцилиндром.
- ДЗ-42Т — используется в заболоченных и труднопроходимых местах. Эта модификация даже получила название «торфяной». За счет ширины гусениц у бульдозера заметно увеличена опорная площадь, а высокий дорожный просвет (37 см) позволяет преодолевать завалы, колеи и другие препятствия. Звенья гусениц оснащены почвозацепами, что позволяет ДЗ-42Т работать на подвижном грунте в заболоченной местности, не проваливаясь при этом в зыбкий грунт или торфяник.
- ДЗ-42П — модель оснащается полноповоротным отвалом, фиксирующимся шарнирами на толкающих брусьях, крепящихся на специальной поперечной балке. При перекосе отвала за счет шарниров брусья проворачиваются и бульдозер остается в работоспособном состоянии. При этом изменение угла наклона по отношению к горизонтальной плоскости очень удобно при проведении работ по очистке улиц от снега.
Опыт эксплуатации, достоинства и недостатки
Длительный период эксплуатации показал надежность работы бульдозера ДЗ-42 и его модификаций, не выявив при этом существенных недостатков, к которым можно отнести разве что уменьшение скорости, по сравнению с прототипом ДТ-75, за счет навеса отвала.
Это мощная и производительная техника. Даже небольшая скорость не мешает приспособиться к меняющейся рабочей обстановке. Бульдозер подвержен постоянным высоким нагрузкам, которые выдерживаются за счет его прочной конструкции. Запас прочности ДЗ-42 позволяет продолжать его эксплуатацию и после окончания установленного нормативного срока, для чего необходимо своевременное техобслуживание. Унификация большинства узлов и деталей дает возможность производить их быструю замену.
ДЗ-42 прекрасно справляется с рытьем котлованов, кюветов и траншей, нарезкой отводных водных каналов, возведением насыпей и засыпкой ям. С помощью этого бульдозера планируются под застройку участки и площадки под хранилища, обустраиваются насыпи и уступы на косогорах, перемещается изъятый грунт. Дополнительно ДЗ-42 может оснащаться оборудованием для разрыхления твердого грунта.
Новый бульдозер ДЗ-42 базовой комплектации с неповоротным отвальным механизмом БНДТ-10 на начало 2016 г. стоил 1493 тыс.рублей.
Подержанную модель 1993 г. с таким же отвалом, восьмидесятилошадным двигателем СМД-14НГ и наработкой 2300 моточасов можно приобрести за 450 тыс. рублей.
Подводим итоги
Гусеничный бульдозер ДЗ-42 может эксплуатироваться во всех регионах России и за ее пределами, нетребователен к качеству топлива и неприхотлив в обслуживании. При высоких технико-эксплуатационных показателях стоимость ДЗ-42 значительно ниже сходных по классу моделей.