Дисковый плуг своими руками
Какой выбрать и как эксплуатировать плуг для минитрактора
Плуг для минитрактора необходим для того, чтобы обрабатывать землю перед посадкой растений. Наличие агрегата позволяет повысить производительность труда. В магазинах представлен широкий выбор сельскохозяйственных инструментов, поэтому владельцы приусадебных участков найдут технику для сада и огорода. С ее помощью можно быстро обработать участки земли большой площади.
Для работ в саду подходят минитракторы, они имеют навесное оборудование. Купив плуг, можно быстро вспахать землю, подготовить ее для посадки растений.
Разновидности плугов
Плуг на трактор можно приобрести готовый, но есть возможность сделать его своими руками. Обработка земли является сложной операцией, которую выполняют перед посевом сельскохозяйственных культур и после сбора урожая.
Модели плугов разные, но их объединяет строение. Изделие имеет лемех, выполненный из металла, им переворачиваются пласты земли. Мотоблок едет по полю, а лемех тянется за ним, при этом переворачивается верхний пласт земли, уничтожаются сорняки. Это происходит потому, что их корни подрезаются лемехом, в результате сорные растения после вспашки оказываются глубоко в земле. Они не могут прорасти и погибают.
В процессе вспашки происходит рыхление земли, она становится рассыпчатой и насыщается кислородом. Есть разные виды плугов, поэтому при выборе инструмента нужно учитывать площадь земельного участка, тип почвы и другие показатели, тогда качество обработки земли будет высоким.
Дисковый плуг
Он подходит для обработки тяжелой земли ранней весной. Дисковый плуг отличается тем, что он вспахивает землю, но не переворачивает ее. Конструкция состоит из передней и задней рамы, на каждую из которых прикрепляют дисковые корпуса. Спереди устанавливают ножи, они делают канаву, по которой движутся диски.
На изделие крепится опорное колесо, с его помощью регулируют глубину вспашки земли. Для производства режущих элементов используется прочная сталь.
Оборотный плуг
Производители делают лемеха в форме пера, они загнуты кверху. Оборотный плуг для минитрактора предназначен для обработки твердого грунта. После вспашки почва становится мягкой, она начинает рассыпаться, а сорняки появляются реже.
Роторный плуг
Механизм имеет несколько лемехов загнутой формы, производители закрепляют эти детали на одной оси. После включения минитрактора ось приходит в движение, она вращается и переворачивает почву. Агрегат может двигаться не только по прямой, но и по разным направлениям. Он вспахивает почву на глубину 25-30 см.
Как сделать плуг к минитрактору своими руками
Изготовление плуга своими руками станет хорошим вариантом для тех садоводов, которые желают сэкономить. Оснастку выполняют из уже имеющихся в хозяйстве материалов, подходят детали со старой сельскохозяйственной техники.
Самодельный плуг для минитрактора хорош тем, что его создают с учетом типа почвы на участке. При изготовлении агрегата принимают во внимание сельскохозяйственные культуры, которые будет выращиваться на земле. Если есть необходимость, для разных участков можно сделать разные виды плугов.
Магазинная продукция часто требует доработки, а самодельное изделие лишено многих недостатков.
Конструкция, выполненная из качественных материалов, не требует усиления. Благодаря тому что изделие делают из деталей, которые уже есть в домашнем хозяйстве, удается снизить расходы.
Самодельные плуги минитракторов хороши тем, что они создаются под уже имеющуюся сельскохозяйственную технику. При устройстве плуга необходимо учитывать мощность трактора, его производительность. Если возникнет необходимость, можно дополнительно укомплектовать его другими инструментами. Это позволит выполнять комбинированную обработку земельного участка.
Самостоятельно можно сделать отвальные инструменты, их рабочая часть выполнена в виде клиньев. Своими руками собирают дисковые плуги, они подходят для обработки твердых и тяжелых грунтов. Ими выполняют предварительную вспашку земли. Она разрезается ножами, выполненными в виде металлических дисков. Переворачивание пластов осуществляется с помощью отвальных элементов.
Высокую производительность имеют роторные изделия, но их сложно сделать в домашних условиях. Чаще всего собирают двухкорпусный плуг, его рабочие инструменты выполнены в виде лемехов. Имеется отвал. Это проверенная модель, которую выбирает большинство фермеров. Конструкцию можно дополнить подплужниками, они срезают верхний задернованный слой почвы.
Самодельный агрегат состоит из рамы, на нее крепятся детали. Для изготовления основания используется металлический профиль, он может быть прямоугольного или круглого сечения. Его толщина должна быть не менее 2-3 мм. Рабочие корпуса крепятся на раму, на нее же монтируют вспомогательные элементы.
Форма рамы зависит от того, какой управляющий элемент будет установлен на агрегате. Она должна соответствовать количеству инструментов, используемых в работе.
Перед тем как начинать работу над созданием лемешно-отвального плуга, следует учесть следующие геометрические особенности изделия:
- Лемех. Это нижняя часть агрегата, она врезается в грунт.
- В процессе перемещения плуга пласт земли сдвигается к отвалу. Он переворачивает его, разбивает на части. Грунт сдвигается в борозду.
- Для того чтобы придать плугу правильное направление движения, необходима полевая доска. Благодаря установке этого элемента агрегат не смещается в сторону необработанной земли.
Для крепления инструмента на несущей раме нужна стойка, она удерживает нож. Строение лемеха следующее:
Благодаря этим элементам инструмент проникает в грунт. Двухкорпусный плуг подходит для обработки земельных участков небольшой площади.
Изготавливая агрегат, необходимо обращать внимание на форму режущей части и ее размеры. Они определяют то, насколько эффективно будет работать изделие. Эти показатели оказывают влияние на глубину погружения плуга в почву, а также на объем обрабатываемой земли.
Плохо, если при вспашке земли изделие выходит наружу или глубоко зарывается в почву. Если сборка агрегата была выполнена правильно, при движении вперед он двигается ровно, не отклоняясь от траектории.
Решив сделать плуг для минитрактора своими руками, необходимо подготовить чертежи плуга. Повышенного внимания при изготовлении требует угол кромки, входящей в землю, а также угол изгиба лопастей.
Если угол кромки подобран правильно, изделие легко входит в грунт. Лучше всего устанавливать элементы под углом 40°. Если он будет более острым, то агрегат выскользнет наружу, а при большом угле не сможет выполнить задачи, ведь он будет застревать в земле.
Изгиб лопастей влияет на угол отвала. Чем больше размер элемента, тем больше земли он захватывает за 1 проход. Но приняв решение сделать большую конструкцию, нужно учитывать, что из-за этого увеличится нагрузка на минитрактор.
Основная часть нагрузки приходится на лемех, поэтому его нужно делать из толстолистной стали. Необходимо приобрести подходящий лист металла. Форма элемента может быть следующей:
- винтовая;
- цилиндрическая;
- полуцилиндрическая.
Угол изгиба лемеха должен соответствовать тому, под каким размещена лопасть. Крепление держателя фиксируют к этому же элементу. Составляя чертеж, необходимо стремиться к его упрощению, ведь своими руками можно сделать агрегат с минимальным количеством деталей. Он должен быть простым и функциональным.
Двухкорпусное изделие состоит из нескольких рам, на них навешивают разные инструменты. Они жестко соединены между собой. С помощью 2х корпусной системы можно быстро вспахать и проборонить землю.
Если участок небольшой площади, для его обработки достаточно однокорпусного решения. Раму делают из металлической трубы, имеющей прямоугольное сечение. С одной стороны находится режущая часть изделия, а с другой стороны приваривают колесо и делают крепеж.
Когда работа над чертежом будет завершена, нужно сделать деталировку. После этого необходимо составить список материалов, а потом сделать выкройку, по которой будут очерчены контуры изделия.
Создавая агрегаты для минитрактора, нужно использовать легированные стали. Они прочные, выполненная из них конструкция не будет хрупкой. Использование такого материала повышает износостойкость изделия.
Для изготовления отвала лучше использовать листосгибочные станки. Если их нет, то в работе можно использовать тиски и наковальню. Металлический лист вырезают и загибают, действуя поэтапно.
Чтобы ускорить процесс изготовления, можно вырезать элемент по шаблону из баллона или трубы, задав форму клина. В этом случае нижняя часть отвала должна быть усилена. Повысить прочность можно, приварив металлическую ленту толщиной 5 мм. Поверхность затачивают, на обратной стороне изделия устанавливают держатель. В нем можно сделать крепления, с их помощью будет легко обрабатывать грунт на разной глубине.
На плуг устанавливают колеса. Они должны быть размещены так, чтобы конструкция находилась в равновесии. По ширине отвала фиксируют большие колеса диаметром 20 см, а с противоположной стороны посерелине ставят меньшее, имеющее диаметр 10 см.
Своими руками можно сделать конный плуг. Он предназначен для вспахивания и культивации почвы. С его помощью можно боронить землю, но этим сфера применения не ограничивается. Используя плуг, можно сделать траншею под ленточный фундамент, выкопать дренажные каналы и произвести другие строительные работы.
Конский плуг устанавливают на минитрактор. Работа может быть выполнена усилиями 2 человек. При этом 1 из них должен управлять минитрактором, а обязанностью другого становится управление плугом. Самодельный агрегат равномерно обрабатывает землю, верхние слои почвы не разрушаются.
Как настроить плуг на минитрактор
После того как агрегат будет установлен, приступают к его настройке. Регулировка плуга на минитрактор должна быть сделана обязательно. Каждый элемент следует проверить, смазать маслом. Внимательно осматривают колеса на плуге, закручивают шурупы на всех элементах конструкции.
Настройка плуга может быть выполнена своими силами. Необходимо проверить каждое крепление, отрегулировать угол поворота. Если агрегат будет использован на тяжелых почвах, его нужно утяжелить. Это делают путем установки металлического диска, его монтируют на раму. Для того чтобы правильно отрегулировать изделие, делают следующее:
- Настраивают глубину. На внешней части трубы расположен болт, позволяющий осуществить регулировку колес. Если крутить его по часовой стрелке, будет увеличена глубина обработки почвы.
- Выполняют настройку ширины захвата земли.
- Настраивают уровень рамы. Для этого стягивают переднюю штангу или выполняют ее растягивание.
На плужок можно прицепить дополнительное оборудование. Навеска устройств, используемых для обработки земли, может быть выполнена своими силами. Если элементы будут установлены неправильно, плуг будет плохо обрабатывать землю.
Полезные советы
Для того чтобы заточить лезвия, необязательно обращаться в специализированные организации. Достаточно использовать для этой цели точильный камень.
Во время работы на участке на агрегат может налипнуть земля. Она увеличивает сопротивление, поэтому ее следует счищать с лезвия. Аналогично стоит поступать с корнями растений.
Работая в поле, необходимо ежедневно смазывать подшипники. Это увеличивает срок службы агрегата. После завершения обработки плуг моют, сушат и смазывают маслом, защищая изделие от коррозии.
Самодельный плуг. Часть 2. Страница 6 из 57
Вопросы задавать можно только после регистрации. Войдите или зарегистрируйтесь, пожалуйста.
размер фото очень мал расмотреть чото не возможно
привет,у меня на однокорпусном стоит корпус от плн 5.35 если не ошибаюсь,с чугунной стойкой. у него отвал длинней на 20 см чем у тех которые таскают по 2 корпуса (вроде пн-3.35) стоит ли укоротить отвал, и чем они отличаются кроме длинны? может кто сравнивал или ставил.
стоит ли укоротить отвал,
Чем длиннее отвал тем лучше,пример тому фирменные заграничные плуги,в них отвал намного длиннее чем на наших.
если укоротите будет не доброс почвы, и тогда без скорости ни как не обойдёшься. Если будите укорачивать давайте лучше поменяемся я вам ПЛНешные отдам, а вы мне стандартные)))
если укоротите будет не доброс почвы, и тогда без скорости ни как не обойдёшься
Согласен. У себя на Т-25 однокорпусный, по совету укоротил, на малой скорости каждую борозну можно пощитать, буду назад приваривать.
если укоротите будет не доброс почвы, и тогда без скорости ни как не обойдёшься. Если будите укорачивать давайте лучше поменяемся я вам ПЛНешные отдам, а вы мне стандартные)))
нее меняться накладно,далеко живем. я так понимаю они длинные потому что рассчитаны для гусеничных на малую скорость? а у коротких добрасывает по инерции?
если укоротите будет не доброс почвы, и тогда без скорости ни как не обойдёшься
Согласен. У себя на Т-25 однокорпусный, по совету укоротил, на малой скорости каждую борозну можно пощитать, буду назад приваривать.
а у вас с чего корпус?
длинные потому что рассчитаны
Если отвалы правильно сделаны скорость не влияет на оборот пласта,общепринятая скорость пахоты до 12км.ч.,нормальный плуг и на скорости 2км. хорошо переворачивает,просто крошение пласта будет хуже,но это зависит не только от скорости, но и качества почвы.
спасибо! а почему засыпает борозду рыхлой землей сантиметров на 8 при глубине 30см? изза этого кажется что пашет мелко
а почему засыпает борозду рыхлой землей сантиметров на 8
В основном все отечественные отвалы немного вырезаны внизу чтобы заделывать навоз и пожнивные остатки в средний слой пахоты ,вот этот вырез и дает эффект засыпания борозды,если форма отвала будет как на забугорном ,то борозда будет наоборот шире ,чем больше скорость тем она шире.Видел в этом году одного умельца ,так он на штатной 35ке на Т-25 доварил отвал внизу и борозда стала не 35 а 45см.
Вот мой самодельный
здесь можно регулировать продольное смещение относительно колеса трактора регулировка с обеех сторон
а вот и результат
я третий плуг сварил уже,2 первых успешно порвал,первый был на базе автосцепки. выгнуло раму,регулировок 0,корпус стоял слишком сзади. второй сварил из квадрата с толщиной стенки 4мм,внутри которой пропустил вал,для регулировки,этот плуг сложил пополам разорвав металл в месте сварки треугольника и поперечного квадрата.не учел что там большие силы давят на винт трактора. третий сварил с учетом прежних поломок. все нормально
Вот так решил подъём бороны гидравликой.
опыт прямо пропорцианален испорченому оборудованию.
Здравствуйте уважаемые самодельщики. Хочу показать Вам свой плуг с роторной бороной, которая довольно таки хорошо работает и сопротивление ее в сравнении с обычной зубовой значительно меньше. Пользуюсь обеими.Зубовая борона доработана-добавлены дополнительные зубья и сзади прикреплены 2 ряда пружинных зубьев(ломаные зубья от роторных граблей. Сверху прикреплены для пригруза рельсовые накладки-без них работает плохо. Борона подвешивается на мощных цепях, обычные собачьи цепи быстро истираются и рвутся. Длина передних цепей подбирается так,чтобы борона глиссировала над пахотой.Рамка на которой подвешивается борона( роторная или зубовая)поднимается и опускается цилиндром Ц-80х200. Ротор для лучшей работы устанавливается под углом как у дисковых борон и лущильников. Сзади на гидравлике установлен дисковый бороздодел, чтобы делать грядки нужной ширины. Подножка и ручка сделана для клиента (в качестве балласта) при нарезке борозд. Бороздодел поднимается и опускается цилиндром Ц-50х200 .
Здравствуйте уважаемые самодельщики. Хочу показать Вам свой плуг с роторной бороной, которая довольно таки хорошо работает и сопротивление ее в сравнении с обычной зубовой значительно меньше. Пользуюсь обеими.Зубовая борона доработана-добавлены дополнительные зубья и сзади прикреплены 2 ряда пружинных зубьев(ломаные зубья от роторных граблей. Сверху прикреплены для пригруза рельсовые накладки-без них работает плохо. Борона подвешивается на мощных цепях, обычные собачьи цепи быстро истираются и рвутся. Длина передних цепей подбирается так,чтобы борона глиссировала над пахотой.Рамка на которой подвешивается борона( роторная или зубовая)поднимается и опускается цилиндром Ц-80х200. Ротор для лучшей работы устанавливается под углом как у дисковых борон и лущильников. Сзади на гидравлике установлен дисковый бороздодел, чтобы делать грядки нужной ширины. Подножка и ручка сделана для клиента (в качестве балласта) при нарезке борозд. Бороздодел поднимается и опускается цилиндром Ц-50х200 .
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
а што у вас за такиє диски заднего колеса.
Это барабаны для самовытаскивания.
Один совет зубастую борону передние цепи сделай чуть короче эффективней будет работать.
опыт прямо пропорцианален испорченому оборудованию.
Здравствуйте уважаемые самодельщики. Хочу показать Вам свой плуг с роторной бороной, которая довольно таки хорошо работает и сопротивление ее в сравнении с обычной зубовой значительно меньше. Пользуюсь обеими.Зубовая борона доработана-добавлены дополнительные зубья и сзади прикреплены 2 ряда пружинных зубьев(ломаные зубья от роторных граблей. Сверху прикреплены для пригруза рельсовые накладки-без них работает плохо. Борона подвешивается на мощных цепях, обычные собачьи цепи быстро истираются и рвутся. Длина передних цепей подбирается так,чтобы борона глиссировала над пахотой.Рамка на которой подвешивается борона( роторная или зубовая)поднимается и опускается цилиндром Ц-80х200. Ротор для лучшей работы устанавливается под углом как у дисковых борон и лущильников. Сзади на гидравлике установлен дисковый бороздодел, чтобы делать грядки нужной ширины. Подножка и ручка сделана для клиента (в качестве балласта) при нарезке борозд. Бороздодел поднимается и опускается цилиндром Ц-50х200 .
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
а што у вас за такиє диски заднего колеса.
А што ето за трактор?
«. І щастям наших неповторних діб
духмяно пахне хліб. «,
[quote=Володимир ВаськовецьА што ето за трактор?[/quote]
Трактор МТЗ-50 1965 г.в. до сих пор работает как часы.
Трактор МТЗ-50 1965 г.в. до сих пор работает как часы.
А хозяин жлоб.
Растения растут для нас, а не мы живем что бы ухаживать за ними.
Чем больше узнаю людей, тем больше я люблю животных.
Трактор МТЗ-50 1965 г.в. до сих пор работает как часы.
А хозяин жлоб.
руки к трактору нужно приложить
Трактор МТЗ-50 1965 г.в. до сих пор работает как часы.
А хозяин жлоб.
Ну-у-у, зачем же так грубо. Может у человека просто времени на все не хватает? Зато посмотрите — какой результат работы! Хотя, конечно в покрашенном виде трактор смотрелся бы значительно лучше
привет мужики ! кто-нибудь может сказать какое должно быть расстояние между корпусами
Всем привет! Наконец-то осилил тему. В данный момент тоже занимаюсь изготовлением, вернее глубокой переделкой плужка двухкорпусного для миника в 15л.с. Всем большое спасибо за информацию. Из всего почерпнутого и из собственных размышлений пришел к примерно такому выводу(поправьте, если не прав) — первым делом надо измерить ширину заднего колеса(для определения минимального захвата корпуса). Дальше измерить высоту точек крепления нижних тяг задней навески, предварительно выставив тракторенок левыми колесами на подпорки высотой примерно 20см(или больше, если хочется глубже). Исходя из высоты точек крепления можно понять желаемую высоту рамы и соответственно допустимую высоту отвала, то есть надо стремиться к тому, чтобы в рабочем положении нижние тяги навески и рама плуга были параллельны земле. При этом надо руководствоваться еще тем, что ширина захвата лемеха, она же высота пласта в поднятом состоянии. То есть, если например, высота рамы получается 40см, то учитывая возможное присутствие растительности на поле — захват корпуса больше 25см есть нецелесообразным. Потом можно, исходя из этого прикинуть расстояние между корпусами, которое желательно чтобы было не меньше двух захватов корпусов, то есть в данном примере 2х25=50см. Такое же расстояние желательно от заднего колеса до первого корпуса. При этом следует иметь ввиду, что чем ближе рассчетный пласт по сечению к квадрату, то есть ширина захвата равна глубине — тем труднее будет его перевернуть на 180 градусов. Для этого понадобится весьма непростая форма отвала, как описывал Сергей Исаченко. И еще — как по мне, так лучше сразу раму делать таким образом, чтобы при навешивинии на трактор она занимала рабочее положение при стандартной настройке тяг. Если что — поправьте, уважаемые.
Как сделать плуг
При обработке земли одна из самых утомительных операций — ее вспашка и подготовка к посеву. При наличии техники — мотоблока или минитрактора — все можно переложить на них, но для вспашки нужен плуг. Купить готовый — слишком затратно. Цены на готовые изделия немалые. Чтобы сэкономить, можно сделать плуг своими руками. Причем есть два пути. Первый: делать самостоятельно все полностью. Это сложный путь — форма у частей плуга нелинейная, с изгибами определенного радиуса, а гнут толстый металл в домашних условиях очень сложно. Второй путь — купить готовые корпуса, а раму и все остальные вспомогательные части собрать самому. Это уже более простой вариант, с которым справитсяотносительно несложно.
Виды и классификация плугов
Есть несколько конструкций плугов:
- лемешные;
- дисковые;
- ротационные;
- комбинированные;
- чизельные.
Наиболее распространенные — лемешные плуги. Они использовались еще нашими предками и по сей день на большинстве полей работают они. Для вспашки тяжелых земель, участков с повышенной или недостаточной влажностью, используют дисковые плуги. Комбинированные и ротационные — более сложные в устройстве, подходят для возделывания целины. Чизельные — это особые устройства, которые не предусматривают оборот пласта. Их относят к плугам условно и применяют редко, особенно в частном хозяйстве.
По типу тяги плуги делят на несколько категорий:
- Тракторные. На данное время это наиболее распространенный вид плугов. Они выпускаются под разные виды техники, в том числе и под малогабаритные минитрактора и даже мотоблоки.
Небольшой тракторный плуг
И это еще не все. Есть еще классификация по назначению: общего и специального. Плуги общего назначения работают на большинстве освоенных земель. Среди плугов специального назначения есть:
- Для каменистых почв. Они имеют встроенные защитные механизмы (подъемные), которые не позволяют крупным камням повредить плуг.
- Оборотные. Имеют два одинаковых плуга в зеркальном отображении. Позволяют получить ровную поверхность без ярко выраженных горбов и борозд (гладкая вспашка).
Оборотные плуги — одно- и много- корпусные
Это еще не все разновидности, но наиболее популярные и используемые. Отличаются они конструктивно, причем порой серьезно.
Строение и виды плугов
Чтобы сделать плуг своими руками, необходимо иметь информацию о его строении и назначении частей. Чаще всего используются пахотные орудия общего назначения. Он состоит из нескольких частей, которые можно условно разделить на рабочие и вспомогательные:
- рабочие:
- корпус — состоит из стойки к которой прикреплены лемех с отвалом и полевая доска;
- нож — основная режущая часть;
- предплужник — дополнительная режущая часть, срезающая задерненный слой почвы;
Устройство плуга общего назначения
Как работает такой плуг? Предплужник снимает верхний пласт земли с растущими на нем растениями, переворачивает его и укладывает на дно борозды, которая является результатом работы корпуса. Корпус с оснасткой отрезает часть грунта со стороны борозды, рыхлит его, оборачивает не определенный угол (зависит от конструкции), укладывает поверх перевернутого слоя дерна (уложенного предплужником). Чтобы выровнять стенку борозды, перед последним корпусом плуга ставят нож.
Плуги общего назначения могут обеспечить глубину вспашки от 20 см до 30 см, лемешные — от 16 см (у них также отсутствуют нож и предплужник).
Корпуса
По количеству корпусов плуги бывают однокорпусные, двухкорпусные и многокорпусные. Корпус состоит из нескольких частей:
- стойка;
- рабочая поверхность — лемех и отвал;
- полевая доска.
Корпус с лемехом и отвалом
Лемех и отвал — это рабочая поверхность — эта часть отвечает за качество и вид вспашки. Пласт почвы подрезается лемехом, по нему он поднимается к отвалу. Тут почва крошится и переворачивается. Степень поворота пласта зависит от формы отвала. Внизу корпуса прикреплена полевая доска. Ее задача — не давать плугу смещаться в сторону уже вспаханного участка.
Если вы собираетесь сделать плуг своими руками, необходимо выбрать конструкцию с учетом типа почвы, которую собираетесь обрабатывать. Плужные корпуса бывают:
- Отвальные. Для вспашки с полным или частичным оборотом пласта. Такие плуги способствуют почвообразованию (выросшие растения срезаются, укладываются на дно борозды, где перегнивают), обогащают почву кислородом (за счет рыхления).
- культурный — применяется для давно возделываемых земель, хорошо крошит почву, оборачивает в средней степени;
- полувинтовые отвальные корпуса используют для возделывания целины, вспашки сильно задерненной почвы, он хорошо оборачивает почву, умеренно ее крошит (модели с удлиненным пером оборачивают пласт полностью);
- винтовые — хороши при возделывании целины — пласт оборачивают полностью;
Виды корпусов лемешных плугов
Дисковый тракторный плуг
Планируя сделать плуг своими руками, конструкцию корпуса плуга выбирают исходя из типа почвы и поставленных целей. Иногда выбор зависит от типа выращиваемых насаждений. Например, под корнеплоды требуется усиленное рыхление, которое ни один из приведенных выше плужных корпусов не дает. Тогда используется специальный — комбинированный. Он имеет укороченные отвал и лемех, а также ротор. При вспашке ротор дополнительно измельчает землю, которая поступает с лемеха.
Отвал
Плужный отвал — одна из рабочих частей плуга (составляющая корпуса). Его работа — отрезать от стенки пласт почвы, крошить ее и переворачивать (оборачивать). То есть, во многом от качества отвала зависит насколько хорошо будет подготовлена почва. При самостоятельном изготовлении плуга это стоит помнить.
Форма и чертеж отвала из листовой стали толщиной 3 мм
Изготавливают отвал из листовой углеродистой стали или специальной трехслойной. Имеет он сложную изогнутую форму, от которой зависит степень измельчения почвы и ее оборот. Конструктивно различают в плужном отвале грудь и крыло (носик).
Грудь отвала отрезает от стенки борозды пласт почвы, дробит ее, начинает оборачивать срезанный пласт. Крыло отвала заканчивает оборот. Как видите, основную часть работы выполняет грудь, потому и изнашивается, в среднем, в два раза быстрее. Потому делают отвал состоящим из двух частей. В таком случае при сильном износе грудь отвала можно заменить. Еще один нюанс: на заводе для снижения трения пласта о поверхность, ее полируют.
Есть четыре основные формы отвала, каждая из которых придает определенные характеристике вспашке:
- Культурный отвал. Хорошо крошит пласт и довольно полно оборачивает его. Применяется для вспашки больших площадей давно освоенных земель.
- Цилиндрический. Хорошо крошит почву, но плохо оборачивает. В результате растительные остатки в этом случае равномерно перемешиваются с почвой. Используют подобный отвал на легких почвах.
- Полувинтовые и винтовые. Оборачивают пласт полностью (растительные остатки укладываются корнями вверх), но очень плохо крошат. После вспашки плугом с таким отвалом, поле имеет ярко выраженные «волны». Перед посевом его необходимо дополнительно обработать — выровнять (бороны, фрезы и т.д.).
При выборе материалов, учтите, что и отвал и лемех должны иметь почти одинаковую толщину: допустимая величина «ступеньки» — 1 мм. Также очень небольшим может быть зазор на стыке лемеха и отвала — не более 0,5 мм.
Лемех
Чтобы изготовить плуг своими руками необходимо определиться с формой лемеха. Лемех — это част, подрезающая пласт земли, по нему также срезанный слой почвы поднимается и попадает на отвал. Для его изготовления используется высокопрочная закаленная сталь.
Располагают лемех следующим образом:
- к дну борозды под углом 22-30°;
- выбор угла наклона по отношению к плоскости борозды зависит от типа отвала:
- для культурного отвала — 40°;
- цилиндрического — 45°;
- винтового и полувинтового — 35°.
Такое расположение дает наименьшее сопротивление при продвижении, при этом лезвие хорошо подрезает корешки, разбивает комки земли, которые скользят по его поверхности.
Лемехи бывают разной формы (на фото выше). Делая плуг своими руками, их выбирают в зависимости от типа почвы и сложности изготовления:
- Трапециевидный. Самый простой в изготовлении, хорош тем, что при его применении дно борозды получается ровным. Недостаток — быстрый износ и сложность при заглублении. Потому чаще всего трапециевидные лемехи используются на давно обрабатываемых землях. Чтобы компенсировать быстрый износ, на обратной стороне делают некоторый запас материала — магазин. При очередной его оттяжке часть запаса уходит.
- Зубчатый и с выдвижным долотом. Эти типы лемехов используют на тяжелых почвах (глина, суглинки) и там, где много камней.
- Долотообразный. Отличается наличием острого, выдвинутого вперед выступа-носика. Это выступ выдается в сторону поля на 5 мм и вниз на 10 мм. Подобный изгиб способствует тому, что плуг с таким лемехом лучше и быстрее заглубляется и идет ровнее. Для компенсации износа также делают «магазин» — запас длины. Применяют плуги с долотообразным лемехом на тяжелых почвах.
Из всех этих видов наиболее распространены долотообразные лемехи. Они более устойчивы в работе, с ними нет проблем при заглублении: плуг легко опускается на нужную глубину.
Размеры отвала из толстостенной трубы диаметром 50-60 мм (подойдет газовый баллон)
По мере износа, лемехи оттягивают- затачивают режущую кромку. Делают это регулярно, так как при тупом лезвии (ширина более 3 мм), сопротивление плуга возрастает в на 50%. Потому выгоднее вовремя осматривать и обслуживать оборудование.
Чертежи
Собираясь сделать плуг своими руками, необходимо иметь какой-то образец для подражания. Если есть старый плуг, можно сделать новые по его подобию. А если такого нет, пригодятся чертежи. Только учтите параметры своей техники, на которую будете его навешивать.
Плуг общего назначения на трактор (однокорпусный)
Детализация некоторых размеров.
Сборочный чертеж однокорпусного плуга
Чертеж плуга с размерами
Видео-уроки по изготовлению плугов
Как сделать плуг для мотоблока своими руками
Для тех, кто владеет небольшим участком земли (20-40 соток) и активно занимается земледелием, например, выращивает картофель или другие культуры, серьезным помощником в работе является мотоблок. Оснащенный набором навесного оборудования, его можно использовать для вспашки и рыхления почвы, посадки и уборки картофеля, моркови и др. С помощью мотоблока можно скосить траву, убрать снег, перевезти небольшой груз. Навесное оборудование можно приобрести в магазине, но домашнему умельцу, имеющему в арсенале доступные инструменты, по силам будет изготовить некоторое оборудование самостоятельно, включая плуг. Если вы решились изготовить плуг для мотоблока своими руками, рассмотрим их конструкции, а также какие из них можно сделать самостоятельно.
Виды плугов
При комплектации мотоблоков применяют плуги трех разновидностей, все из них имеют свою область применения:
- однокорпусные и двухкорпусные;
- поворотные или оборотные;
- роторные.
Однокорпусные модели
Однокорпусные агрегаты – наиболее простые по конструкции. Они имеют только один лемех и применяются при вспашке легких грунтов на обычных садовых участках, составляющих большую часть земель. Для вспашки тяжелых грунтов и целины такой плуг не подойдет, здесь потребуется более мощная конструкция.
Двухкорпусный плуг представляет собой две скрепленные рамы с лемехами. Применяется для обработки различных видов почв и для первичного вспахивания целинных земель. Одновременно сможет выполнять вспашку и боронование, обеспечивает наилучшее качество возделывания почвы.
Оборотные плуги
Оборотные плуги отличаются по форме лемеха, напоминающего перо. Лемех с загнутой верхней частью переворачивает грунт. Рекомендуется для вспашки твердого, жесткого грунта. Плуги такого вида совместимы с мотоблоками среднего и тяжелого классов, например МТЗ. Название свое получили от устройства, поворачивающее лемех при изменении направления вспахивания, что удобно для участков большой длины. Направление отвала почвы сохраняется.
Роторные плуги
Роторные модели отличаются от других конструкций: агрегат состоит из набора изогнутых лемехов, которые взрыхляют почву, помещенных на оси, приводимой в действие валом отбора мощности агрегата. Глубина вспашки почвы роторным плугом составляет 25-30 см, и не требует значительных усилий работников.
Ротационный плуг позволяет вести вспашку, меняя направления, что важно для обработки участков со сложными формами. Данная конструкция популярна среди дачников для обработки почвы со слоем дерна или насыщенной корнями. Роторные плуги совместимы со средними и тяжелыми мотоблоками.
Отвальные и безотвальные
По наличию отвала плуги можно разделить еще на два вида:
- отвальные: конструкция таких плугов позволяет вспахивать почву, переворачивать вспаханный слой и разрыхлять его;
- безотвальные: предназначаются для взрыхления почвы в регионах с засушливой и ветреной погодой.
Преимущества самодельных плугов
Изготовление самодельного плуга своими руками имеет ряд преимуществ перед использованием покупных. Его конструкция больше отвечает требованиям, соответствующим обрабатываемой почве: это угол овала, глубина вспахиваемого слоя, ширина вспахиваемого участка за один проход, а также эффект рыхления.
Плуг, изготовленный своими руками с учетом мощности двигателя, не создаст дополнительной нагрузки на мотоблок, исключит пробуксовывание колес и обеспечит оптимальный эффект вспашки. Применение качественного материала и соблюдение технологии позволит значительно увеличить срок службы. Изготавливая плуг, можно предусмотреть возможность крепления дополнительного оборудования для обработки почвы.
Самодельный однокорпусный плуг
Наиболее простой, но одновременно и эффективной конструкцией плуга является однокорпусный.
Такая конструкция применима для производства ее собственными руками в домашних условиях. Для изготовления не потребуются специальные инструменты и приспособления, а также особые навыки, достаточно будет инструментов, имеющихся в мастерской домашних мастеров.
Лемех
Опыт хозяев, применяющих в своих полевых работах мотоблоки, оснащенные плугами, показывает, что лемех требуется периодически снимать, чтобы до начала работ его наточить. Выбирая материалы для изготовления лемеха, рекомендуем применить легированную сталь 9ХС, используемую при изготовлении циркулярных пил.
Может быть применена сталь 45, но ее потребуется закалить до твердости HRC 50-55. Не исключено применение обычных сталей, в том числе Ст.5, которые не подвергают закаливанию, но может быть доведена до нужного качества, если отбить кромку молотом и заточить ее.
Отвал
Отвал плуга можно изготовить разными методами, рассмотрим некоторые из них, чтобы была возможность выбора наиболее удобного и доступного по материалам и стоимости.
- Отвал изготавливается из стального листа толщиной 3,0–4,0 мм. Для изготовления необходимы гибочные вальцы для придания отвалу изогнутой формы. Заготовку вырезают по шаблону, затем пропускают через вальцы и молотком доводят до требуемой формы.
- Сделать отвал можно, используя стальную трубу диаметром 0,55-0,6 м и толщиной стенки 4,0-5,0 мм. Заранее готовим картонный шаблон, накладываем его на трубу так, чтобы угол, образованный нижней гранью и горизонталью трубы, составил 20-30°. Контур обводится, вырезается с помощью газовой горелки, после этого обрабатывается наждаком или болгаркой. Если потребуется, можно исправить форму при помощи молотка.
- При изготовлении отвала можно использовать стальной лист, но форму придать можно после предварительного нагрева заготовки, изогнув ее по матрице, например, взяв отвал покупного плуга.
Сборка плуга
Начиная сборку, рекомендуется предварительно изготовить макет, используя плотный картон, склеивая отдельные детали под определенными углами. На представленных чертежах угол альфа на различных участках составляет 25-30°, угол гамма – 42-50°. Оценив полученный картонный образец, начинаем его изготовление из металла. Материал для корпуса выполнен из листовой стали толщиной 3,0 мм.
Чтобы выполнить сборку, воспользуемся аппаратом для сварки. Потребуется стальной лист толщиной 2-3 мм с габаритами 0,5х0,5 м. Воспользовавшись клиньями, установленными под углом 25°, на лист помещаем лемех и привариваем его к листу в двух местах. К лемеху вертикально стыкуем боковой щиток, расположив его внахлест на 5-8 мм. Щиток необходимо расположить выше лезвия лемеха (плоскости листа) на 0,6-1,0 см, чтобы свободно подрезать почву. Щиток прихватками присоединяем к лемеху и вспомогательному листу. Прикладываем к лемеху отвал так, чтобы получилась цельная конструкция. Угол между ножом лемеха и краем отвала необходимо установить 6-8°.
Крепление лемеха
Схема крепления плуга представлена на чертеже.
В том случае, если какой-нибудь из углов или поверхности не совпадут или не будут отвечать рекомендованным, деталь потребуется подправить молотком. Подогнав отвал и лемех, привариваем их, после этого отвал прихватками скрепляем с боковым щитком. Свариваем боковой щиток сначала с распорной планкой, после этого с пластиной, расположенной в основании, теперь к ней привариваем упорный уголок лемеха. Весь агрегат осматриваем, и теперь потребуется тщательно проварить швы, затем отделить от вспомогательного листа. Выполнив сборку, швы требуется тщательно очистить болгаркой, а поверхности, которые будут контактировать с грунтом, зашлифовать.
Оборотный плуг
У оборотного плуга имеется отличие – наличие механизма поворота, переворачивающего лемех при проходе соседней борозды в обратном направлении. Перевернув лемех, пласты почвы будут переворачиваться в том же направлении, что и предыдущие. Поворотный механизм позволяет выполнять вспашку быстрее, чем при использовании обычной конструкции.
У оборотной конструкции имеется три специфические плоскости: внизу горизонтальная плоскость полозка, боковая вертикальная и передняя отвальная. Снимаем лемех и отвал, устанавливаем на пол и прислоняем их к стенке, нижняя горизонтальная плоскость полозка должна совпасть с горизонтальной линией пола, а стена с боковой вертикальной плоскостью полозка.
Чтобы отрегулировать плуг, необходимо нижнюю грань лемеха опустить на 1,0–4,0 см ниже плоскости полозка. Боковые режущие грани лемеха и отвала должны лежать на одной линии и выступать на 1 см от вертикальной линии полозка.
Рабочая поверхность лемеха должна совпасть с отвалом без каких-либо зазоров, на них не может быть выступающего крепежа и их требуется тщательно отполировать.
После окончания вспашки все рабочие части необходимо очистить и промазать технической смазкой, чтобы исключить коррозию при хранении до следующего сезона.
Купить навеску и прицепное к мотоблоку в интернет-магазинах
Как прицепить плуг к мотоблоку
Перед установкой плуга потребуется заменить колеса специальными с грунтозацепами для повышения проходимости по пахоте. Затем присоединяют плуг к навесному устройству мотоблока. Во время установки крепления не должны затягиваться полностью для обеспечения регулировки. Фиксируют агрегат на крепежной серьге мотоблока с помощью двух стальных стержней.
Регулировку плуга необходимо производить, соблюдая все правила, что влияет на качество вспашки. Устанавливают колеса мотоблока на специальные опоры и выполняют его регулировку. Высота опор равна глубине вспахивания и составляет 15-20 см при проведении работ весной на влажном грунте или 20-25 см. С помощью регулировочных болтов выставляют «пятку» плуга параллельно земле.
Теперь можно снять плуг с опор на землю, ручки управления выставляются по высоте пояса работника. Затем проверяют настройку контрольным вспахиванием нескольких борозд. Замеряют, на какую глубину произведена вспашка, качество отвала почвы и расстояние между соседними бороздами. Если расстояние больше или меньше 10 см, регулировку необходимо повторить.