Шкив ведущий для мотоблока
Выбор и использование шкивов для мотоблока
Уже многие десятки лет работники сельского хозяйства используют мотоблок, который значительно облегчает выполнение тяжелых работ с землей. Данное устройство помогает не только пахать, но и боронить, скородить и окучивать. Электрический аппарат состоит из большого количества основных и вспомогательных деталей. Одной из важных частей мотоблока является шкив, который передает вращающиеся обороты от мотора к навесному оборудованию через ремень. Данное устройство дает возможность аппарату двигаться в разных направлениях. В специализированных магазинах можно увидеть шкивы, которые отличаются не только размером, но и материалом изготовления. Перед покупкой необходимой детали надо проконсультироваться с опытными мастерами или консультантами магазинов, для того чтобы приобретенная деталь не оказалась ненужной и бесполезной.
Описание
В мотоблоках конструкторы используют ременную передачу, которая состоит из двух шкивов, ремня и натяжного устройства.
Достоинства:
- высокая скорость работы;
- защита узлов привода от перегрева;
- простота;
- надежность;
- низкая стоимость;
- отсутствие шума.
Недостатки:
- частая замена ремней;
- давление на валы и опоры.
Шкив – основная часть редуктора, которая находится на центральном валу двигателя. Внешний вид детали напоминает форму колеса, взаимодействует с другими элементами посредством специального ремня.
В специализированных магазинах можно приобрести данные устройства разного размера. Большая часть деталей изготавливается из алюминия, стали, чугуна и дюраля, имеет высокую прочность и надежность. Для удешевления товаров некоторые производители используют для производства пластмассу, фанеру и текстолит.
Специалисты не рекомендуют приобретать изделия из второй группы в связи с их непродолжительным сроком эксплуатации и низким качеством.
Главным критерием при выборе детали является размер ремня. Именно от него зависит размер шкива.
Технические требования к ремням:
- прочность;
- износостойкость;
- минимальная изгибная жесткость;
- максимальный показатель трения по поверхности шкива.
Виды ремней:
- плоские – имеют небольшую толщину и сечение, в процессе изготовления склеиваются из отдельных частей ткани;
- тканые – имеют толщину до 1 см и изготавливаются из капроновых тканей, которые пропитаны полиамидом и каучуком;
- прорезиненые – изготавливаются из анидного кордшнура и имеют толщину 10 мм;
- синтетические – имеют толщину до 3 мм и склеенный стык.
А также существуют круглые и клиновые виды ремней.
Разновидности
Производители выпускают три вида шкивов для мотоблоков:
- дисковые – имеют размер от 8 до 40 см;
- со спицами – имеют диаметр от 18 до 100 см;
- монолитные – двухручейные имеют размер 3 см, а трехручейный 10 см.
Существуют два типа посадочного отверстия:
Все шкивы имеют 8 углублений, от качества шлифовки которых зависит скорость износа рабочего ремня.
Типы шкивов в зависимости от типа редуктора:
Для мотоблоков с навесным оборудованием необходимо приобретать шкивы диаметром 19 мм, а для более сложных скоростных аппаратов понадобятся шкивы диаметром от 13,5 см.
Самостоятельное изготовление
В случае невозможности приобретения готового шкива профессиональные мастера советуют изготовить данную деталь самостоятельно.
Для изготовления шлицевого шкива в домашних условиях необходим токарный станок и металлическая заготовка. За помощью можно обратиться в токарные мастерские, где профессиональные токари обязательно помогут выточить необходимую деталь.
В случае невозможности достать металлическую заготовку специалисты советуют использовать кусок фанеры.
Необходимые инструменты:
- электрический лобзик;
- фрезер;
- циркуль;
- электрическая дрель.
Этапы изготовления:
- приобретение необходимой заготовки;
- вычерчивание круга нужного диаметра;
- высверливание центрального отверстия;
- выпиливание лобзиком круга строго по намеченной линии с отступом от черты на 20-25 мм;
- шлифовка полученной заготовки мелкой наждачной бумагой;
- вырезание канавки для ремня с помощью фрезы необходимого размера;
- установка готового изделия в мотоблок;
- устранения всех дефектов и неточностей.
Данная деталь из фанеры имеет короткий срок эксплуатации и требует постоянной проверки и замены в случае необходимости.
Устанавливать самодельные детали можно только на те мотоблоки, в которых данная манипуляция предусмотрена разработчиками.
Специалисты рекомендуют прибегать к самостоятельному изготовлению шкива только в самых крайних случаях и при возможности сразу заменить деталь, изготовленную в промышленных условиях на специальном оборудовании.
Для продления сроков эксплуатации мотоблока специалисты рекомендуют знать и применять несколько основных правил ухода за шкивом:
- регулярная проверка и очистка защитного кожуха от камней, частиц пыли, земли и другого мусора;
- постоянная проверка надежности крепления детали к оси для предотвращения износа резьбы;
- соблюдения всех правил и норм эксплуатации электрического устройства;
- проверка соосности лазерным уровнем;
- проверка устройства на наличие механических повреждений, а также трещин и царапин.
Для предупреждения развития коррозийных процессов после эксплуатации необходимо мотоблок поставить в сухое и проветриваемое помещение, защищенное от попадания различных осадков.
Для того чтобы снять шкив и исправить биение стартера, надо сначала уменьшить ход, снизить скорость, а потом полностью остановить аппарат.
Перед началом процесса выполнения запланированных работ надо обязательно проверить исправности всех элементов мотоблока для предупреждения возникновения неприятных ситуаций, которые могут привести к поломке всего мотоблока.
Специалисты рекомендуют регулярно проводить комплексную проверку всего аппарата, которая обязательно окажет влияние на сроки эксплуатации всех частей, в том числе и шкивов.
Основные мероприятия комплексного технического осмотра:
- регулярная чистка всех рабочих узлов;
- проверка воздушных фильтров;
- регулярная замена деформированных деталей;
- проверка свечей зажигания;
- смена масла;
- смазка деталей системы управления;
- регулировка сцепления;
- смена глушителя;
- регулировка натяжения ремней.
Мотоблок – универсальный аппарат, который используется не только фермерами, но и обычными жителями, имеющими приусадебные участки. Данный агрегат является многофункциональным прибором, дающим возможность убирать снег, косить траву и газоны, перевозить грузы, качать воду и убирать улицы. Для выполнения различных видов работ достаточно просто поменять навесное оборудование. Данный процесс занимает небольшой отрезок времени и имеет несложную технологию. Стабильную работу аппарата обеспечивает большое количество различных деталей. Одним из наиболее важных элементов в мотоблоке является шкив. Простая деталь круглой формы является связующим звеном между мотором и движущимися элементами. Именно от работы шкива зависит весь процесс выполнения работ.
О том, как заменить шкив редуктора и передней сцепки на мотоблоке «Нева» МБ-2, смотрите в видео ниже.
Шкив на мотоблок: характеристики и самостоятельное изготовление
Шкив – это та составляющая часть мотоблока, которая отвечает за передачу оборотов от двигателя навесному оборудованию. Обычно передача энергии происходит посредством ремня. С помощью шкива также можно контролировать вращение навесных механизмов мотоблока. О некоторых технических характеристиках и о самостоятельном изготовлении этой детали мы расскажем Вам подробнее далее.
Предназначение и технические характеристики шкивов
Шкив для мотоблока – это важная деталь редуктора, которая отвечает за направление усилия, исходящего от мотора. Именно с его помощью агрегат может двигаться вперед или назад, приводить в действие навесное оборудование. Крепится шкив на основном валу двигателя и передает усилие на необходимое колесо с помощью ремня.
Отличаются шкивы по размерам и материалу, из которого они изготовлены. Самый надежный и долговечный вариант – шкив из дюралюминия, чугуна, стали или алюминия. Они достаточно прочные, устойчивые к внешней среде.
По типу изготовления различают 3 вида шкивов, подходящих для мотоблоков:
- дисковые – диаметром 80-400 мм;
- шкив со спицами – диаметром 180-1000 мм;
- монолитные – включают двухручековые шкивы (диаметром 25 мм), а также трехручейковые (диаметром 100 мм).
Что касается формы отверстий для посадки, то по этому критерию выделяют шкивы с конусообразным и цилиндрическим отверстием. Оба вида шкивов оснащены 8 специальными углублениями, которые необходимо тщательно поддерживать в рабочем состоянии, регулярно шлифовать, чтобы защитить ремни от преждевременного износа.
Также перед первой установкой шкива на редуктор мотоблока следует убедиться в том, что размеры ремня идеально подходят под данную деталь.
Правила ухода и эксплуатации шкива на двигателе
Для долгой и стабильной эксплуатации ведущего шкива следует помнить некоторые правила по его уходу и пользованию:
- не забывайте регулярно очищать защитные кожухи шкива от инородных частиц, пыли и грязи. Это убережет деталь от попадания загрязнений внутрь;
- контролируйте крепление шкива на оси двигателя. При малейшем ослаблении крепежа при вибрации деталь будет шататься, что приведет к серьезным поломкам и износу вала;
- при появлении серьезных сколов, трещин и царапин на поверхности детали – не затягивайте с ее заменой. Ведь поломка шкива в процессе работы может иметь довольно серьезные последствия;
- оберегайте мотоблок от попадания на него избыточной влаги, не храните его в условиях сырости. Это может привести к сильной коррозии и, соответственно, к поломке шкива.
Как сделать шкив на мотоблок своими руками?
Самостоятельное изготовление шлицевого шкива для мотоблока можно произвести 2 методами.
Первый способ более простой. Необходимо подобрать стальную заготовку нужного размера и на токарном верстаке выточить из нее шкив. Делать это можно самостоятельно (при наличии необходимого оборудования и навыков) или в специальных мастерских.
Второй способ немного сложнее, а долговечность и прочность изготовленного таким методом шкива будет значительно ниже. Но в качестве временной замены в экстренных случаях такой вариант вполне подойдет.
Перед началом работы необходимо подобрать кусок прочной фанеры, лобзик, дрель, фрезер.
Сам процесс изготовления проходит по такому алгоритму:
- Выпилите из фанеры заготовку необходимого размера.
- Начертите на заготовке идеально ровный круг, просверлите точно посередине отверстие.
- Лобзиком выпилите в заготовке диск. Рассчитывайте размеры диска таким образом, чтоб от его края до края заготовки оставалось не менее 3 см.
- Чтобы отшлифовать края вырезанного диска до идеально ровного состояния, проденьте сквозь отверстие в центре дрель (на сверло желательно надеть болт). Надетую на дрель заготовку шлифуют об наждачную бумагу с мелким напылением.
- С помощью фрезера сделайте в заготовке углубление для ремня. Перед началом работы убедитесь, что фреза проделает оптимальное углубление.
- Замерьте диаметр вала для крепления и проделайте в центре заготовки соответствующее отверстие.
Предлагаем Вам также ознакомиться с видео, на котором продемонстрировано процесс самостоятельного изготовления шкива из фанеры:
После установки шкива регулярно следите за его техническим состоянием. Подобный самодельный шкив отлично подойдет для множества модификаций мотоблоков таких известных брендов, как Салют, Нева, Агро и т. д.