Мотоблок что это
Мотоблок — что это такое и какие они бывают
Запись дневника создана пользователем CaimanTeh, 16.03.16
Просмотров: 10.958, Комментариев: 2
Мотоблок это одноосное самоходное сельскохозяйственное орудие с возможностью временного подключения и использования активного навесного оборудования, приводящегося в в действие от двигателя мотоблока.
Именно такова моя позиция, ни больше и не меньше. И сейчас я буду эту позицию объяснять.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА МОТОБЛОК
В общетехническом плане, слово «мотоблок» означает единый агрегат в который встроены следующие элементы: двигатель, сцепление и трансмиссия. Например, в танке Т-80 силовая установка называется именно «мотоблок» — это агрегат который можно отключить и вынуть из отсека.
При форумных обсуждениях «чей мотоблок круче» наблюдается сползание в сторону меряния размерами — масса, кубатура двигателя, сколько тянет и т.п. Стремление мотоблководов возвыситься над своими собратьями вполне понятно, однако такой подход не является техническим. Такой подход очень похож на мерянье автомобилями и небрежное «да это не автомобиль, а так», но ведь мы все понимаем, что и то и то является автомобилем.
Так же и с мотоблоками. Владельцы дизельных мотоблоков могут не считать бензиновые мотоблоки «мотоблоками». Владельцы аппаратов массой больше центнера — презрительно отзовутся об аппаратах массой 70-80 килограмм. А уж владельцы мотоблоков с ВОМ и вовсе могут считать мотоблоки с дополнительным шкивом «перекультиваторами» или «недомотоблоками». И у всех у них будет много красочных и эмоциональных обоснований, не имеющих ничего общего с технической стороной вопроса.
А техническая сторона вопроса очень проста — мотоблока от мотокультиватора отличает наличие вывода трансмиссии для подключения дополнительного оборудования.
В качестве примеров буду использовать мотоблоки из линейки Caiman, благо у нас весь спектр от и до.
По типу двигателя:
- мотоблок с бензиновым двигателем
- мотоблок с дизельным двигателем (ну ладно, согласен, в линейке Caiman нет мотоблоков с дизельным двигателем. Как пример подойдёт и дизельный MasterYard QUATRO JUNIOR DIESEL TWK+ )
- мотоблок с электрическим двигателем (добавляю из простого занудства. сам не видел, но раз есть электрические снегоуборщики, газонокосилки, культиваторы и тракторы, то нельзя исключать и появление электрических мотоблоков)
По типу подключения активного навесного оборудования
- Мотоблоки с валом отбора мощности (ВОМ)
- Мотоблоки с дополнительным шкивом (вторым ручьём)
(ещё я предпочитаю делить их по критерию «заднее расположение фрез» и «нижнее расположение фрез». Это деление работает в условиях современного российского рынка, но технически оно не тождественно классификации по типа подключения навесного оборудования)
Мотоблоки с валом отбора мощности (ВОМ)
Данный тип мотоблоков ещё назывался «пеший трактор» или «одноосный трактор».
Типичным представителем данного класса является мотоблок Caiman 320-330-340 (ветка обсуждения здесь https://www.forumhouse.ru/threads/191635/ )
У него всегда присутствуют колёса и фрезы подключаются сзади к валу отбора мощности. Если снять фрезы, то можно подключить грохотную картофелекопалку. Если перевернуть ручки на 180 градусов, то вал отбора мощности оказывается спереди и к нему можно подключить косилку, снегоотбрасыватель, подметальную щётку.
При переворачивании ручек на 180 градусов, нужно не забыть переставить колёса (или грунтозацепы) местами, так что бы рисунок протектора был направлен «стрелочками вперёд»
Исключения из правил
На российском рынке много разных видов мотоблоков с ВОМ и большинство из них обладает следующими характеристиками:
- двигатель расположен близко к земле
- вал отбора мощности один и расположен сзади
- ручки поворотные
- трансмиссия автомобильного типа встроенным дифференциалом
Но, возможны варианты и исключения из этих правил.
Мотоблоки с дополнительным шкивом (вторым ручьём)
Самый массовый тип мотоблока на российском рынке, конструктивно близок к мотокультиватору.
Типичным представителем данного класса является мотоблок Caiman Vario (ветка обсуждения здесь https://www.forumhouse.ru/threads/308928/ )
Культиваторные фрезы располагаются под двигателем и получают вращение через узкий цепной редуктор. Фрезы можно снять и заменить на колёса. В передней части мотоблока находится дополнительный шкив который, с помощью ременной передачи, питает навесное оборудование — косилку, снегоотбрасыватель, щётку.
Активную картофелекопалку на него не повесить, только «дельфина», но вот активная картофелесажалка с приводом от собственных колёс — легко. (у нас она в ассортименте есть, но сфотографировать сейчас не могу)
В отличии от мотоблока с ВОМ, переворачивать ручки на 180 градусов не нужно, а значит переставлять колёса местами не придётся.
Исключения из правил
На российском рынке тьма тьмущая мотоблоков с дополнительным шкивом и большинство из них имеет следующие характеристики:
- двигатель расположен высоко над землёй
- узкий длинный редуктор (цепной, червячный или шестерёнчатый)
- дополнительный шкив один и расположен спереди
- есть реверс
Но, возможны варианты и исключения из этих правил.
Мотокультиваторы или как сделать мотоблок своими руками
Мотокультиваторы включены в этот список по очень простой причине — они легко превращаются в мотоблоки с дополнительным шкивом.
Хорошим примером является всё тот же Caiman Vario — при выходе на российский рынок ош шёл в комплектации «мотокультиватор», но под кожухом у него было место под двойной шкив и съёмная передняя часть шкива.
Можно было взять штуку под названием «Комплект двойных шкивов для Vario + скоба (8000020124)» (скоба нужна что бы не дать соскочить ремню со второго ручья) и мотокультиватор Caiman Vario становился мотоблоком.
Вот сейчас непременно найдётся человек со здоровенным мотоблоком, массой за центнер с настоящим валом отбора мощности о 3 шлицах, презрительно цыкнет и скажет «да вы такую на любой мотокультиватор насадите и скажите что это мотоблок».
Приятель, мы рады что у тебя он такой большой и с такими козырными шлицами, но дело ведь не в размерах аппарата, а в умении им пользоваться.
И если кто-то насадит двойной шкив на Caiman Nano и прицепит к нему снегоотбрасыватель от электролопаты Monferme, то я скажу что это настоящий мотоблок. Независимо от массы, мощности и размеров.
Важно: не все мотокультиваторы можно превратить в мотоблоки. Есть такие, например мотокультиватор Caiman Roto, которые как выглядят как мотоблоки, но являются строго мотокультиваторами
МОТОБЛОКИ ПО ОШИБКЕ НАЗЫВАЕМЫЕ КУЛЬТИВАТОРАМИ
Это последнее прибежище владельцев тяжёлых мотоблоков, не готовых смириться с тем что презренные перекультиваторы носят то же название что и их АГРЕГАТИЩИ.
Примеров у них всего два:
- советский «Мотокультиватор МК-1 Крот»
- наш «Культиватор Caiman Quatro Junior»
Сколько страсти и отчаяния вкладывают они в крик души «У Крота тоже есть второй ручей, но его никто и никода не называл мотоблоком»
Предлагаю уже раз и навсегда закрыть этот вопрос — «Мотокультиватор МК-1 Крот» это мотоблок. Своё каталожное название «Мотокультиватор» и соответствующую аббревиатуру «МК» он носит по традиции. А мотоблоком его называют почти с самого начала, то есть без малого 30 лет.
ИСТОРИЯ МОТОБЛОКА КРОТ В ЦИТАТАХ
Новое в жизни, науке, технике: Серия Сельское хозяйство (1987)
А в журнале «Садоводство и виноградарство Молдавии» за 1987 год есть объявление рекамирующее мотокультиватор «Крот». Описание мотокультиватора «Крот», его характеристики. Вот только называется оно «Мотоблок Крот» и заканчивается словами «Цена мотоблока — 275 руб»
То есть, его сперва выпустили как мотокультиватор и назначили аббревиатуру «МК-1», а потом преобразовали в мотоблок. И записывали в один ряд с другими советскими мотоблоками
Второй пример из той же серии. Он не настолько эпичен как история Крота, но его можно предъявлять мне — «Вон, у вас же эта модель называется КУЛЬТИВАТОР».
Да, мотоблок Caiman Quatro Junior называется у нас культиватором, однако находится он в разделе «Мотоблоки» и следующая за ним модификация Caiman Quatro Max называется уже мотоблоком.
И «Мотокультиватор МК-1 Крот» и «Культиватор Caiman Quatro Junior» являются мотоблоками и это технический факт.
А названия? Ну, так сложилось исторически.
Мотоблоки любых типов и мотокультиваторы можно использовать с множеством навесного оборудования не требующего подключения к ВОМ или дополнительному шкиву.
Окучники разных видов и плуги. В том числе оборотные
Бульдозерный отвал летом
Бульдозерный отвал зимой (кстати, на видео — мотокультиватор, а не мотоблок)
Можно даже с прицепом
Успешного сельскохозяйственного сезона!
Занимайтесь урожаем на грядках, а не киданием виртуальных какашек в тех у кого меньше кубиков!
Тут возникли сомнения в возможности работы миникультиваторов с окучником
Подрезчик кромок газона, аэратор/щелеватель, грунтозацепы и окучник — официальные штатные дополнительные навески для миникультиваторов нашего любимого французского производителя.
Вот старое видео с миникультиватором-одноклассником культиватора MasterYard MB 87L. Можете сами посмотреть его характеристики — http://www.shop.unisaw.ru/catalog/384142/
Видео старое и вытащено из архива, прошу прощения за качество — https://www.youtube.com/watch?v=nWO88VxbyxU
Есть ограничения на тип и степень обработанности почвы, но ничего невозможного в таком использовании миникультиватора нет.
Как выбрать надежный и недорогой мотоблок на дачу: от функциональных характеристик до обзора брендов
С наступлением весеннего сезона возрастает спрос на технику сельскохозяйственного назначения, в частности на оборудование для дач. Особой популярностью пользуются мотоблоки — универсальные сельскохозяйственные машины, предназначенные для обработки земельных участков больших и средних площадей. Один из главных вопросов, которым задаются потенциальные покупатели такого оборудования, — как выбрать недорогой и надежный мотоблок?
Виды и особенности мотоблоков
Мотоблок представляет собой мобильный механизм, двигатель которого приводит в действие внешнее навесное оборудование: щетку, роторную косилку, снегоуборщик и др. За счет многообразия так называемых насадок возможности использования мотоблоков широки — от обработки земли до транспортировки грузов и уборки территории.
Прежде чем принять решение о том, какой мотоблок лучше купить, нужно определиться с типом техники. Существует три основные разновидности машин.
- Бензиновые. К их преимуществам относятся высокая мощность и значительная производительность. Они менее шумные, чем дизельные агрегаты, отличаются простотой управления, малым весом и экологичностью (в процессе работы выделяют меньше выхлопных газов, чем их аналоги). В настоящее время этот тип оборудования пользуется наибольшей популярностью.
- Дизельные. Такие устройства чаще всего приобретают из-за доступной стоимости топлива, необходимого для их работы. Кроме того, такая техника характеризуется максимальной мощностью, устойчивостью и проходимостью, она подходит для обработки больших земельных участков. Главный минус подобных устройств — более высокая стоимость, чем у бензиновых аналогов.
- Мотоблоки с валом отбора мощности. Это универсальная техника, обеспечивающая механизацию ручного труда и обладающая довольно широким функционалом. В частности, ее можно использовать для посадки газона, сбора мусора и других коммунальных нужд. Большая часть моделей оснащается одноцилиндровыми четырехтактными моторами, а также механизмами ВОМ, которые делают возможным использование активного навесного оборудования через шлицевой вал (в отличие от обычных мотоблоков, которые осуществляют передачу крутящего момента на активную навеску через ременную передачу).
Оценив плюсы и минусы разных типов мотоблоков, можно переходить к подбору конкретной модели.
Как выбрать мотоблок для огорода
Чтобы понять, какой мотоблок лучше купить, следует определиться с условиями его использования. Так, размеры, конструктивные особенности и мощность агрегата должны соответствовать площади участка, особенностям почвы и выполняемым работам.
Для обработки целинных или запущенных земель рекомендуется приобретать аппараты со значительным весом, так как более легкие устройства могут попросту «выпрыгивать» из земли и для их удержания в необходимом положении приходится прикладывать значительную физическую силу. Для возделывания участков, которые уже были неоднократно обработаны, лучше приобретать устройства небольшого веса, так как в противном случае они будут зарываться в землю под собственным весом, из-за чего оператору нужно будет прикладывать усилия для возвращения механизма в исходное положение.
Также при выборе техники следует учитывать, какие работы будут выполняться наиболее часто. Например, массивный и тяжелый мотоблок будет отлично работать с навеской, а вот для работы с фрезами он подходит гораздо меньше, чем более легкий аналог. Поэтому тем, кто будет использовать мотоблок преимущественно в качестве культиватора, следует отдать предпочтение агрегатам с относительно небольшим весом (70–80 кг).
Если машина чаще будет эксплуатироваться с задним навесным оборудованием (например, с плугом), то лучше приобрести конструкцию весом 100–120 кг. Ценителям функциональности, максимального удобства и надежности будут по душе устройства с валом отбора мощности и активной фрезой. Правда, на них придется существенно потратиться.
Особого внимания заслуживает и навесное оборудование, позволяющее существенно расширять функционал мотоблоков. Например, картофелесажалки позволяют механизировать процесс посадки картофеля, а картофелекопалки ускоряют и облегчают сбор урожая. Адаптеры обеспечивают глубокую и ровную обработку почвы, а прицепы позволяют перевозить грузы различных объемов.
Важно понимать, что мотоблок позволяет значительно ускорить процесс обработки почвы, но не снижает при этом физические усилия оператора. Поэтому мнение о том, что мотоблок позволяет облегчить труд женщинам и лицам пожилого возраста, является ошибочным. При работе с данным устройством затраты сил, пожалуй, не меньше, чем при обработке почвы ручным методом, но необходимый результат достигается за меньший промежуток времени. Так, десять соток земли можно обработать не за два дня, как вручную, а за два–три часа.
Наиболее просты в управлении изделия, производящие вспашку активной фрезой, но они обеспечивают обработку земли на глубину не более 15 см и отличаются громоздкими конструкциями.
Цифры и факты
Онлайн-опрос пользователей позволил определить наиболее популярные мотоблоки.
88% участников исследования сказали, что предпочитают агрегаты, оснащенные бензиновыми двигателями.48% отдают предпочтение машинам, которые обеспечивают ширину обработки от 75 см до 1 м.34% пользователей предпочитают оборудование с глубиной обработки до 30 см.Самые популярные модели (39%) обладают массой 51–75 кг.Наиболее востребованные функциональные возможности устройств: регулировка рукоятки по высоте, наличие транспортировочных колес и возможность заднего хода.
Определившись с конкретными техническими и функциональными характеристиками мотоблока, следует выбрать производителя и модель.
Какой мотоблок лучше купить: рейтинг производителей и моделей
Наибольшим спросом сегодня пользуются изделия зарубежных компаний Husqvarna, Pubert, CHAMPION, Caiman, Patriot и другие, а также крупнейших производителей СНГ — «Беларус», «Нева», «Мобил К», «Ока», «Угра», «Агат», «Салют-100» и другие.
Потенциальному покупателю, желающему приобрести удобное и надежное средство для сельскохозяйственных работ, поможет наш рейтинг мотоблоков.
Рейтинг бензиновых мотоблоков
Лучшими мотоблоками этого типа являются такие изделия европейских производителей, как Caiman VARIO 60S TWK+/ 70S TWK+, китайских — мотоблоки Patriot, Champion… Но в последнее время отечественный рынок уверенно завоевывают производители России и стран СНГ. Они оснащают свои агрегаты мощными импортными двигателями и при этом реализуют товар по более приемлемым ценам. Максимальное количество позитивных отзывов от пользователей получили:
- «БЕЛАРУС-09-Н»/«МТЗ» — тяжелый и мощный многофункциональный агрегат, оснащенный мотором Honda GX270 9 л. с. Отличительные особенности модели — наличие шести скоростей (в том числе двух реверсных) и вала отбора мощности, а также возможность использования большого количества навесного оборудования (данное оборудование в стандартную комплектацию не входит). Ширина обработки — 40–60 см, глубина — до 20 см. Достоинства этой машины — доступность сервиса и функциональность, а недостатки — проблемы со сцеплением и некоторые недоработки в системе переключения передач. Стоимость — около 70 000 рублей.
- «Мобил К МКМ-4» — агрегат средней мощности (6,5 л. с.), может оснащаться разными двигателями: от дешевых китайских до профессиональных японских Honda и Subaru. Вес машины — 67 кг, количество скоростей — три (в том числе одна реверсная). Отличается простотой в работе, надежностью, бесшумностью и высокой производительностью при минимальном расходе топлива. Ширина обработки — 73 см, глубина — до 30 см. Отличительные особенности модели — уравновешенная балансировка и наличие профессиональных органов управления. Данная модель отлично подойдет для женщин и лиц преклонного возраста, обрабатывающих приусадебные участки небольших и средних размеров. Цена изделия — от 40 600 рублей.
- «НЕВА» «МБ2»/«МБ 23». Первые мотоблоки «МБ2» появились еще в 1990 году. Со временем они были модернизированы в соответствии с современными требованиями к агротехнике. В летний период ими обрабатывают почву, зимой применяют для уборки снега. Также машина используется для кошения травы и перевозки грузов. В 2019 году мотоблоку «НЕВА МБ2» исполняется 30 лет. В честь юбилея срок гарантии на мотоблоки «НЕВА МБ2», выпущенные в 2019 году, увеличен до трех лет.
Владельцы больших земельных участков, безусловно, оценят функционал и мощность силового мотоблока «НЕВА МБ23». Эта машина справляется с обработкой почв всех типов, помогает привести в порядок сильно заросший участок, убирает плотный лежалый и тяжелый снег вместе с сугробами. Одним словом, если необходимо провести длительную работу в интенсивном режиме, то мотоблок «НЕВА МБ23» — это то, что нужно! Также эта модель применима и в коммунальном хозяйстве. Мотоблок используется для уборки листвы и песка во дворах, скверах и парках. Что касается кошения, эта машина будет особенно полезна при обильном росте травы. Кроме того, мотоблок «НЕВА МБ23» применим для езды и перевозки грузов по пересеченной местности. Стоит он около 60 000 рублей.
Лучшие дизельные устройства
Если вас интересует, какой мотоблок выбрать для возделывания участков с трудной проходимостью, то дизельное оборудование будет лучшим решением. Его приобретает до 5% покупателей садового оборудования. На российском рынке представлена продукция как отечественных, так и зарубежных производителей. Наиболее популярные модели:
- Garden Scout GS 101DE — надежный и мощный агрегат (11 л. с.) весом 270 кг. Он оборудован электростартером, валом отбора мощности и системой рулевого управления. Пользователю доступно восемь скоростей (в том числе две реверсные). Ширина обработки — 100 см. В базовую комплектацию входят почвофреза, сидение адаптера и плуг. Цена — 70 000–80 000 рублей. Преимущество — функциональность, а недостаток — отсутствие развитой сервисной сети этого китайского производителя.
- PATRIOT Boston 6D имеет мощный дизельный двигатель — 6 л. с. Вес мотоблока — 100 кг. Агрегат оснащен валом отбора мощности. С помощью дополнительного навесного оборудования мотоблок можно использовать для выполнения большинства работ, связанных с земледелием. Ширина захвата — 105 см. Трансмиссия — две скорости вперед и одна скорость назад. Имеет поворотное регулируемое рулевое управление по высоте и по горизонтали. Шестеренчатый редуктор — с длительным ресурсом использования за счет системы смазки «масляная ванна». Используется эффективное многодисковое сцепление. Совместим с прицепным узлом «МБ НЕВА» для установки сцепки и телеги. Цена — 40 000–45 000 рублей.
Лучшие мотоблоки с валом отбора мощности
Один из важных вопросов потенциальных покупателей: как выбрать хороший мотоблок с широким функционалом? Оптимальное решение — приобретение агрегата с валом отбора мощности. На такой аппарат можно устанавливать навесное оборудование различного назначения. Устройства этого типа есть в линейке товаров большинства крупных производителей. К наиболее популярным моделям можно отнести:
- CAIMAN 330 — высококачественное французское изделие с мощным (9 л. с.) надежным двигателем SubaruEX27, а также с пятью скоростями (две из них реверсные). Обработка земли осуществляется при помощи фрез и сошников. Ширина обработки — 52–66 см, глубина — до 20 см. Эта модель оснащена удобными рукоятками управления и дифференциалом с системой блокировки, что в совокупности обеспечивает хорошую маневренность устройства. Достоинства машины — высокое качество сборки, надежность и удобство. Недостатки — отсутствие навесного оборудования в стандартной комплектации и относительно высокая стоимость — примерно 220 000 рублей.
- «Мобил-К G85 D CH395»/Grillo с дифференциалом — отечественный продукт, оснащенный двигателем Kohler Command PRO CH395 объемом 277 см3 и мощностью 9,5 л. с. Этот бензиновый агрегат обеспечивает глубину обработки до 20 см и ширину — до 68 см. Пользователю доступны три передние и две задние передачи, а также функции регулировки высоты и боковой поворот рукоятки. Максимальная скорость движения вперед составляет 11 км/ч, а назад — 3 км/ч, вес устройства — 112 кг. С данным мотоблоком может использоваться широкий спектр навесного оборудования. К преимуществам «Мобил-К G85 D CH395» также можно отнести более доступную, чем у конкурирующих моделей, цену — около 145 000 рублей.
Итак, при выборе мотоблока необходимо учитывать целый ряд факторов, в том числе размеры участка и особенности проводимых работ, а также физические возможности оператора. Кроме того, следует обращать внимание на надежность конструкции мотоблока, ее энергоэффективность и мощность.
Где купить мотоблок и кто поможет с выбором?
Мы попросили дать комментарий для наших читателей главного специалиста компании «Садовые механизмы» Александра Стецюка:
«Покупателям, которые предпочитают выбирать и заказывать технику в интернет-магазинах, важна удобная оплата и доставка, возможность отфильтровать товары по заданным параметрам и сравнить их. Тем же, кто любит посещать обычные магазины, часто хочется получить развернутую консультацию. В компании «Садовые механизмы» это учитывают, поэтому с сотрудником можно пообщаться и покупателям, желающим сделать покупку через сайт (просто закажите обратный звонок), и посетителям нашего московского салона в Медведково.
Наши консультанты разбираются во всех особенностях представленной техники, им можно простыми словами рассказать, чего вы хотите от мотоблока, и они предложат несколько вариантов на выбор. После покупки вы не останетесь на произвол судьбы, у нас есть постпродажная поддержка. Вы точно так же можете получить консультацию в отношении уже купленного мотоблока, обратиться в сервис-центр, заказать необходимые запчасти. Мы предлагаем мотоблоки MTD, Pubert, Caiman, MasterYard, BCS, Husqvarna, Champion, Mantis, Hyundai, «НЕВА», «Агат» («Салют-5»), «Фаворит», «КАДВИ», «Беларус», «Мобил К», «ЗиД», Monferme по среднерыночным ценам, у нас регулярно бывают акции и скидки».
P. S. При необходимости в компании «Садовые механизмы» можно оформить покупку в кредит.
Цены не являются публичной офертой и актуальны на апрель 2019 года.
Мотоблок. Виды и работа. Применение и как выбор. Особенности
Мотоблок – это универсальное самоходное рабочее транспортное средство на базе одноосного шасси, выполняющее функции малогабаритного трактора. Эта техника также называется пешеходным или одноосным трактором. Она широко используется в сельском хозяйстве и для выполнения различных коммунальных работ по благоустройству территории.
Что из себя представляет мотоблок
Мотоблоки представляют собой самоходное транспортное средство, которое оснащается бензиновым или дизельным двигателем. Он устанавливается на легкое шасси, имеющее одну ось с двумя колесами. Управление средством осуществляется двумя длинными ручками, которые необходимо постоянно удерживать в руках. При применении мотоблока, на оператора оказывается значительная физическая нагрузка, поскольку осуществление поворотов обеспечивается в результате применения силы. Кроме этого, при переездах для поддержания равновесия мотоблока на двух колесах необходимо надавливать или приподнимать его за рукояти.
Запуск двигателя мотоблока осуществляется шнурком, по тому же принципу, что и бензопилы, или элетростаретером. Техника оснащается коробкой передач, которая позволяет регулировать скорость движения. Колеса вращаются как вперед, так и назад.
К достоинствам данного оборудования можно отнести:
- Низкую цену в сравнении с мини-трактором.
- Отличную маневренность.
- Низкий расход горючего.
- Минимальное уплотнение почвы при работе.
- Недорогой ремонт.
- Сравнительно дешевое навесное оборудование.
Данная техника является практически универсальной, поскольку с ее помощью можно выполнять подавляющее большинство работ в сельском и коммунальном хозяйстве. Это обеспечивается благодаря особой конструкции, которая позволяет устанавливать различное навесное оборудование.
На мотоблок можно поставить:
- Роторную или сегментную косилку.
- Грабли.
- Плуг.
- Культиватор.
- Картофелесажалку.
- Картофелекопалку.
- Фрезу.
- Пульверизатор.
- Разбрасыватель удобрений.
- Прицеп.
- Снегоочиститель и пр.
Стоит обратить внимание на то, что далеко не каждая разновидность мотоблока является полностью универсальной. Чтобы можно было установить определенное навесное оборудование, необходимо чтобы техника обладала достаточной мощностью. В связи с этим перед покупкой определенной модели необходимо ознакомиться не только с ее характеристиками, но и техническими требованиями навесного оборудования, которое планируется на нее устанавливать. На рынке предлагаются как очень мощные мотоблоки, так и довольно слабые, которые предназначены для узкоспециализированных несложных работ.
Разновидности техники в зависимости от мощности и габаритов
В зависимости от мощности и габаритов мотоблоки разделяют на три категории:
- Легкие.
- Средние.
- Тяжелые.
Каждая разновидность имеет свои достоинства и недостатки, В связи с этим сложно сказать, какой тип мотоблока лучше. Все зависит только от индивидуальных требований, которые будут выставляться к технике в дальнейшем.
Легкие
Будут достаточными для обработки небольшого участка площадью до 20 соток. Это самые дешевые агрегаты, которые весят немного и не занимают полезное пространство в гараже или в другом месте, где они хранятся. Подобная техника оснащается слабым двигателем, поэтому не может выполнять сложные задачи. При сильной нагрузке, которая оказывается при работе в плотной земле, колеса мотоблока просто проворачиваются, поскольку легкое шасси не может утащить погруженное в почву оборудование, по причине своего малого веса.
Такая техника очень маневренная, поэтому ее удобно использовать для прополки сорняка между узкими рядами различных огородных и садовых растений. На такой мотоблок можно поставить плуг, рыхлитель или грабли. При этом следует учитывать, что на твердой почве такая техника вряд ли сможет потащить плуг. В большинстве случаев подобные виды используют для того, чтобы подготовить участок фрезами перед вспашкой, окучить растения или провести прополку.
Легкие аппараты зачастую оснащаются двухтактным бензиновым двигателем. В связи с этим горючее в бак заливается вместе с маслом, которое нужно добавлять в строгой пропорции. По этой причине возникает ряд затруднений, поскольку нужно будет держать при себе измерительную тару, чтобы подготовить правильную горючую смесь. Иногда техника с двухтактным двигателем имеет более совершенную конструкцию, когда предусмотрен специальный бачок для заправки маслом. Агрегат самостоятельно подготавливает смесь и впрыскивает в камеру сгорания двигателя бензин с маслом, что намного удобнее, чем ручное замешивание топлива.
Средние
Мотоблоки среднего класса стоят дороже легких, но при этом имеют более широкие возможности. К ним уже можно подсоединять прицеп, чтобы перевозить различные грузы, в том числе и урожай с участка. Такой техникой можно пахать землю плугом, а также она вполне справится с картофелесажалкой и картофелекопалкой. Она обладает достаточной мощностью для выполнения практически любых задач и вполне справится с участками до 50 соток.
Нужно учесть, что хотя это оборудование практически полностью универсально, но все же его технические характеристики не рассчитаны для работы в промышленных масштабах. Первым недостатком данных устройств является воздушное охлаждение, поэтому при многочасовой работе двигатель сильно прогревается. Если нужно обрабатывать небольшой участок, это не проблема, но для сада в несколько гектаров, такого аппарата будет недостаточной.
Тяжелый мотоблок
Самый дорогой и затратный в обслуживании. Они оснащаются мощными двигателями, которые имеют значительный расход горючего. При этом данная техника сможет выполнить абсолютно любые задачи, на которые вообще способны мотоблоки. Она сможет возить прицепы с грузами в несколько тонн, также с ее помощью можно убирать большое количество снега. К таким мотоблокам подсоединяются дровоколы и веткоизмельчители. Они справятся с опрыскивателями, щетками для подметания и широкими косилками для травы.
Выбирая тяжелый мотоблок, следует учитывать, что он габаритный, поэтому потребует места в гараже не меньше чем половина легкового автомобиля. У данных аппаратов водяное охлаждение, поэтому их обслуживание более трудоемкое, поскольку требуется не только контролировать уровень смазки в двигателе и горючего в баке, но и следить за радиатором, чтобы он всегда был заполнен.
Какой двигатель лучше
Мотоблоки могут оснащаться бензиновым или дизельным двигателем. Бензиновый может быть двухтактный или четырехтактный. Самыми популярными являются дизельные мотоблоки. Это обусловлено тем, что такой тип двигателя имеет высокий КПД. Себестоимость использования дизельной техники ниже, чем бензиновой в связи с экономичностью потребления горючего.
Бензиновые моторы намного легче, чем дизельные. В связи с этим если требуется легкий мотоблок, способный быстро маневрировать между узкими рядами высаженных растений, то бензиновый будет более предпочтителен. Особенно это проявится, если техника перевозится на автомобильном прицепе и ее погрузкой, и выгрузкой занимается один человек.
Двигатели на бензине гораздо легче запускаются. Их можно завести даже в мороз, что нельзя сказать о дизельных моделях. При этом выбирая последние можно экономить на горючем, что особенно важно, если техника работает много и постоянно. Отдавая предпочтения дизелю, следует понимать, что мотоблок будет сильно вибрировать, что неприятно для рук и суставов.
Количество передач
Важным критерием при выборе мотоблока является количество передач. Простые машины имеют всего 2 скорости. Одна обеспечивает движение техники вперед, а вторая – назад. В этом случае регулировка оборотов колес осуществляется только с помощью ручки газа. Это очень неудобно, поскольку фактически мотоблок движется одинаково, что во время работы, что при переезде.
У средних мотоблоков обычно имеется 3 передачи. Две едут вперед, а одна назад. На первой осуществляется выполнение тяжелой работы, а вторая используется для переезда. Более низкая передача понижает крутящий момент двигателя, поэтому риск того что техника остановится во время работы в результате увеличения нагрузки минимизируется. У тяжелых мотоблоков обычно имеется 3-4 передачи вперед. На повышенной передаче техника двигается со скоростью около 10 км в час.
Вал отбора мощности
Представляет собой выступающий из корпуса мотоблока хвостовик, предназначенный для подсоединения различного навесного оборудования, которое имеет механизм вращения. Вал является обязательным для обеспечения работы косилки, картофелекопалки со встряхиваемым механизмом, помпы и пульверизатора. Он передает вращательное движение на прицепное оборудование от двигателя. Фактически мотор крутит колеса и сам вал.
Легкие мотоблоки не оснащаются валом, поэтому технологически не могут работать с многими разновидностями навесного оборудования. Вал может находиться в передней или задней части мотоблока. В связи с этим подбирая навесное оборудование нужно ориентироваться по данному факту, поскольку провести подключение передней навески к выступающему позади валу невозможно.
У большинства мотоблоков не имеется отдельного переключателя для включения вала. Он вращается постоянно, как только запускается двигатель. Выступающий хвостовик вала закрывается крышкой, которая прикручивается болтами, поэтому если нет необходимости в использовании отбора мощности, исключается вероятность несчастного случая в результате наматывания одежды на вращающийся механизм. У более дорогостоящих моделей имеется специальный рычаг для включения и отключения вала.
Многие мотоблоки китайского производства не имеют вала, а оснащаются вращающимся шкивом с ременной передачей. Это тоже вполне неплохая конструкция, которая эффективно передает мощность вращения двигателя на навесное оборудование.
Losiash62 › Блог › Выбираем мотоблок, или 30 лет эволюции впустую.
Здравствуйте! Хоть сайт Д2 и посвящен автомобилям, в блогах пользователей чего только не найти. Будете удивлены и не раз, но я исчерпывающей информации по мотоблокам так и не нашел. Форумы колхозников и фермеров, — э то долго и безрезультатно, а типовые статьи от копирайтеров — «как выбрать и купить мотоблок» не вызывали доверия ибо они дичь! (Друзья, я понимаю что тема эта скучная, и далека от интересных статей драйв2, но тем кто осилит весь текст, в конце публикации бонус!).
В первом случае, на тематических форумах, тебя начинают грузить, сколько у кого поголовье поросят в этом году, и пытаются выведать, а как у тебя с урожаем в прошлом. А интернет публикации на заказные темы выдают себя с первых строк, поскольку начинают откровенно «лить воду» набивая себе стоимость статьи, и рассказывая все от сотворения мира и до сегодняшнего дня. Причем, что обидно, мне, как любителю своего писательского дела, и инженера по образованию, так это откровенные технические ляпы в подобных публикациях. Более того, пытаясь хоть как то найти полезную инфу, уже через пол часа листания сети голова идет кругом. В общем тоже не вариант.
Поэтому по крупицам я собрал, воедино, то немногое что нашел в сети, отсмотрел на ютубе, и в чем имею практический многолетний опыт. Было решено излить сии потуги на страницы личного блога. Ведь проблема есть, а вот решений не много. Вдруг кому потребуется подобного рода информация, я буду рад, если смогу помочь.
Итак, с момента изобретения двигателя человек его стремился куда-нибудь пристроить. В некоторых случаях, это «куда-нибудь» выглядело противоречиво и необычно, но в сущности свою работу выполняло, и расползалось по миру миллионными тиражами.
Первый патент на мотоблок был выдан в Германии, аж в 1912 году. Изобретателями сего чуда и патентообладателями принято считать Конрада Фон Мейенбурга, и компанию Сименс-Шуккертверке. Они производили авиамоторы, самобеглые коляски, сельхоз технику и бытовую технику. В сущност, и с тех пор то ничего и не изменилось. Фактически это переднеприводный модуль он же ведущие колеса. В СССР их называли одноосный трактор, или пешеходный трактор.
Причем стоит сразу расставить точки над И и определить что есть мотоблок, а что есть мотокультиватор.
Если он изначально только под фрезерование и без колес, то это культиватор. Например самый распространенный мотокультиватор —«Крот». А вот если это колесная техника, способная тащить плуг, или прицеп, или еще какую навеску, но при этом допускает замену колес на фрезы и осуществляет фрезерование, то это есть мотоблок.
Причем хоть первый мотоблок и изготовили в СССР только в 1948 году где то в Перьми, термин «Мотоблок» начал использоваться только с 80х годов. Когда различные КБ и НИИ начали усиленно обеспечивать промышленной подобной малой механизацией.
Все мотоблоки делятся на легкие, средние, тяжелые и сверхтяжелые. Если первые две категории в составе своем имеют только двигатель и трансмиссию, то в последних двух уже может быть и вал отбора мощности, или простенький шестеренчатый насос для гидравлики.
По понятным причинам типовой площади в 6 соток большинства горожан, самые распространенные мотоблоки это легкие и средние. Тяжелые, это излишне громоздко, в жигули не влезет, и разогнаться негде.
В общем, мой выбор, как и большинства Россиян, лег в сторону среднего класса мотоблоков. Н оказалось все не так просто.
Предыстория. В нашей семье с ранних 90х, живет и здравствует мотоблок «Каскад». Ранний, с капотом и фальш-фарой. Загляденье!
Красивого желтого цвета, с красным редуктором, и зубастыми колесами. Ему более 25 лет, и 10 лет назад он пережил операцию по замене карбюратора, пускача, а потом и мотора на китайский лифан (всборе), а пятью годами ранее замене подверглись детали трансмиссии. Причем стоит отметить, что переходных пластин не было, и все состыковки делались на коленке. Только потом интенсивно пошли в продажу мотоблоки с уже установленными китайскими и американскими моторами. Жаль, что пришлось отказаться от фальш-капота и фары, но что есть, то есть. Время обломало его гонор, обруталился, покрылся ржавчинкой, и одеревенел. Работал он не покладая фрез, на всех огородах нашей семьи, подчас вгрызаясь в целинные земли, и борясь с корнями деревьев.
Из полезных опций, которые он обрел за это время, отмечу только систему Круиз-контроля, в виде проволочки согнутой кольцом, которая фиксирует рычаг сцепления, и держит его нажатым. Сильно помогало на больших огородах, и легко сдергивается, если рука соскользнет. Почему об этой опции додумались только на 15ый год владения, не спрашивайте. Просто берите и пользуйтесь нашей идеей)))
Так вот. Имея достаточный опыт в общении с подобной техникой, потребовался новый мотоблок в другую деревню, и я начал мониторить рынок.
Рынок мотоблоков России сейчас это помесь совковых разработок и китайских технологий. Ничего путного не изобрели с времен распада совка.
Первый кандидат конечно для меня лично это мотоблок «Каскад» но их перестали производить и новый уже не купить. Двигатель в стандарте на каскаде ДМ-1, с жигулевским поршнем, нижними клапанами совершенно отвратительным приводом ГРМ и смазкой. Мне этот мотор запомнился плохим запуском, завести его было не просто, из за этого часто ломался пускач. К слову, именно шестерня привода грм и слизалась от времени.
Мотоблок «Каскад» это модернизированный мотоблок Луч. А «Луч» это детище пермского авиационного моторостроительного завода.(Меня всегда поражало, как мы на одном заводе делаем и ракеты и трактора с половниками) Дальнейшая модернизация «Каскада» это мотоблок «Ока».
Хотя в сущности от Луча до Каскада я не нашел изменений в конструктиве (может плохо искал). Модернезировался только цвет, и немного компоновка.
У этих мотоблоков редуктор выполнен по цепной схеме, сам корпус редуктора штампованный, стальной. Игольчатые подшипники первичного вала и обычные подшипники внизу на полуосях, закрытые манжетами.
Двигатели с этой трансмиссией от 6-8 л.с. Сейчас, для извращенцев и мазохистов еще производят бм-1, а для приличных и воспитанных граждан давно ставят Лифаны и Бригс энд Стратоны. Первые восходят к идеологии самого распространенного мотора Хонды, переписанной Китаем на новый лад, а вторые для меня темная лошадка. Но подозреваю, что восточные корни присутствуют и там. Привод сцепления рычажный с клиноременной передачей. 2 скорости вперед и две назад. Переключения пипкой на самом редукторе.
В общем, с Каскадом, Лучем, и Окой все понятно. Проверенная классика мотоблокостроения, простая и распространенная. Никаких инноваций, а может оно и к лучшему. Начинаю смотреть, что есть еще.
Ярко-голубые с белым мотоблоки «Нева» давно примелькались на садовых участках. Двигатели тут от Субарей, жаль не оппозитных, и до китайщины. Присмотрелся к мотоблоку «Нева».
Первый мотоблок Петербургского завода сошел с конвейера в 1984 году. Ранее завод выпускал моторы, еще раньше армейские подрывные машины и мотоциклы. А так же трансмиссии к Фордзон-Путиловец.
Вроде бы все тоже самое, и редуктор цепной, иногда правда есть и шестеренчатый. Но, во первых, расстроило что он из «авиационного металла», а во вторых, собран на бронзовых втулках. Прочитал много отзывов, и совершенно расстроился.