Zemlyaselhoz.ru

Сад и Огород
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как сделать дифференциал на мотоблок

Как сделать дифференциал для мотоблока

Автомеханик, специализируется на С/Х технике

Современная спецтехника позволила вывести сельское хозяйство на новый уровень. В настоящее время нет необходимости обрабатывать землю вручную, так как для этого существует вспомогательное оборудование. Однако, как и другие специализированные приспособления, такой тип оборудования, как мотоблок, невечный, из-за чего приходится своевременно подвергать эти устройства ремонту. Нередко из строя выходит система распределения нагрузки.

Дифференциал для мотоблока – это устройство, которое позволяет равномерно распределять мощность между колесами. Ввиду постоянной сильной нагрузки устройство может выйти из строя, из-за чего требуется своевременная замена.

Дифференциал для мотоблока можно сделать своими руками

Предназначение этого элемента

Прежде чем подробно ознакомиться с разновидностями, вариантами изготовления и способом монтирования, требуется рассмотреть, для чего устанавливается дифференциал на мотоблок, а именно:

  1. Основная функция данного устройства – это распределение мощности между колесами спецтехники.
  2. В момент поворота колеса относительно оси данный механизм не позволяет пробуксовывать элементу, проходящему по меньшему радиусу.
  3. На дифференциалы регулярно возлагается нагрузка, при условии, что создается вращение колес относительно оси в другой проекции (при поворотах).
  4. Устройство позволяет перерабатывать относительно большую массу (нагрузка, которая появляется при изменении направления оси).

Иными словами, если спецтехника или иной транспорт не будет оборудован данными механизмами, то при поворотах на одну сторону будет возлагаться существенно большая нагрузка, что повлечет за собой постепенный выход из строя всей подвески.

Важно! Дифференциалы для мотоблока из-за достаточно простого устройства могут быть изготовлены самостоятельно, однако здесь предварительно необходимо создать соответствующую схему этого элемента.

В этом видео вы узнаете, как сделать дифференциал для мотоблока:

Такое устройство, как дифференциал для мотоблока, рекомендуется собирать и монтировать при условии, что имеется соответствующее образование и опыт. Если навыки в этом деле отсутствуют, то вы всегда можете обратиться в нашу компанию, где квалифицированные сотрудники готовы будут взяться за изготовление и монтирование устройства на спецтехнику. Вся работа выполняется быстро, надежно и качественно. При этом за свои услуги мы берем скромное вознаграждение.

Типы механизмов распределения мощности

Так как устройства для окультуривания почвы имеют относительно большую массу, из-за чего их практически невозможно развернуть вручную, здесь устанавливается соответствующий механизм для распределения мощности. Как правило, применяют следующие устройства:

  1. Жесткий привод, который выдает равномерную мощность сразу на два колеса, так как большинство подобных устройств двухколесные, для поворота достаточно только накренить блок в определенную сторону, после чего одно колесо плотнее сцепляется с грунтом, из-за чего происходит разворот.
  2. Также современные дифференциалы для такой техники, как мотоблок, нередко включают в себя такой упрощенный механизм, как обгонная муфта, которая позволяет увеличить крутящий момент для одного из ведущих колес, что выполняется за счет увеличенной тяги, по сравнению с обычным вращением оси.
  3. Также чтобы решить проблему, может использоваться классический шестеренчатый дифференциал, который позволяет обеспечивать мощность и крутящий момент в обратно пропорциональном соотношении, в зависимости от необходимости (к примеру, при повороте на одну ось выдается усиленный крутящий момент, а на другую действует обратная пропорциональная нагрузка).

Подобных механизмов, точнее их видов, бывает несколько

В зависимости от варианта применяемого механизма, обеспечивается соответствующее решение, которое позволяет обеспечивать условия для свободного поворота на грунте, где присутствует усиленная сцепка с поверхностью.

Важно! Такой дифференциал на мотоблок, как обгонная муфта, можно изготовить самостоятельно своими руками, однако для этого требуется знать характерные черты устройства данной техники, а также использовать схему, которую можно найти в свободном доступе на просторах сети интернет.

Необходимость этого конструктивного механизма

Прежде чем рассматривать процесс, как изготавливается дифференциал на мотоблок самостоятельно своими руками, требуется разобраться в необходимости данного устройства. Рассмотрим основные моменты, которые возлагаются на данные детали силового агрегата:

  • прежде всего, следует отметить, что именно это устройство предназначено для получения крутящего момента, который передается от иной силовой установки, присутствующей на спецтехнике;
  • также следует понимать, что дифференциал на мотоблок, изготовленный своими руками либо на заводе производителя, предназначен для передачи крутящего момента на вращающиеся оси;
  • дополнительно этот механизм является конструктивным механизмом по распределению мощности, которая выдается силовой установкой специальной техники, а впоследствии передается на основную ось транспортного средства;
  • немаловажно учитывать тот факт, что за счет механизма дифференциала осуществляется эффект, который дает возможность механизму для окультуривания почвы свободно входить в повороты и разворачиваться;
  • использование обгонных механических компонентов позволяет предотвратить буксование одного колеса, которое может проявиться из-за равномерной передачи крутящего момента на одну сторону.


Исходя из этого, можно сделать вывод, что данный конструктивный механизм на спецтехнике является крайне важным, что существенно облегчает процедуру обработки земли, так как без этих механизмов приходится вручную разворачивать тяжелую силовую установку, что далеко не каждому под силу.

Важно! Еще одна характерная особенность данного механического компонента – это возможность создания обратной пропорциональной тяги, что позволяет при резких поворотах сильно замедлять одну из сторон либо вовсе дополнять колесо обратным вращением, вследствие чего маневр выполняется существенно проще и быстрее.

Конструктивный механизм своими руками

Чтобы лично сделать самодельный дифференциал для такого механизма, как мотоблок, следует с особым вниманием отнестись к работе. В данном случае требуется рассмотреть подробно весь алгоритм действий по изготовлению таких деталей:

  1. Прежде всего, требуется учитывать конструктивные особенности используемого оборудования (спецтехники).
  2. Также немаловажно подобрать оптимальный вариант установки, который подойдет под конструктивные особенности технического средства.
  3. Необходимо скачать и распечатать схему с точными размерами либо изготовить ее самостоятельно.
  4. Далее подбираются по отдельности все элементы для изготовления подобного механизма (ступицы, для мотоблоков, шестерни, распределительный вал и иные компоненты).
  5. Далее также требуется выбрать вариант изготовления такого устройства, как дифференциал на спецтехнику.
  6. Подробно изучить все материалы, относительно того, как на практике выполняется подобный механизм своими руками.
  7. После изучения теории и подготовки необходимых компонентов также требуется подобрать инструменты.
  8. В процессе сборки также рекомендуется использовать соответствующие видеоинструкции, которые присутствуют в интернете.
  9. Все подготовленные элементы требуется предварительно подогнать под единый размер, который используется на мотоблоке.
  10. Впоследствии, согласно инструкции, все конструктивные составляющие собираются воедино.
  11. В конце проверяется деталь на работоспособность, а только после этого устанавливается на ось спецтехники.

Данную конструкцию следует делать строго по инструкции

При изготовлении подобного механизма требуется следить за тем, чтобы свободный ход этой детали не превышал 240 градусов. При изготовлении требуется подогнать детали таким образом, чтобы был обеспечен свободный ход, которому ничего не будет препятствовать.

Важно! При изготовлении этого оборудования следует учитывать тот факт, что на дифференциал подается сильная нагрузка от силовой установки, из-за чего деталь требуется проверять соответствующим образом, чтобы впоследствии при эксплуатации она выдерживала передаваемые нагрузки.

Если изготавливается дифференциал на мотоблок самостоятельно, требуется строго соблюдать все размеры, а также избегать зазоров, в противном случае данный вид техники прослужит небольшой срок. Немаловажно при создании конструкции также использовать только качественные материалы, которые применялись при создании заводских компонентов.

Дополнительно следует отметить, что нет необходимости приобретать все детали для устройства, так как для этого элемента могут использоваться ранее установленные на мотоблок запчасти. Иными словами, можно снять рабочий механизм с технического приспособления для окультуривания, а после модернизировать его, чтобы он соответствовал всем требованиям владельца специальной техники.

Читать еще:  Сборка фрез мотоблока по 3 ножа

Выводы

Дифференциал для мотоблока – это незаменимая составляющая, которая позволяет снизить физическую нагрузку на человека, которая испытывается при вхождении техники в поворот. Это устройство также отвечает за равномерное и пропорциональное распределение крутящего момента на оси, что позволяет управлять подобным средством передвижения при окультуривании почвы.

Если родные детали не обеспечивают требуемого эффекта, то владелец оборудования может самостоятельно изготовить устройство под свои требования, а после установить его на мотоблок и эксплуатировать спецтехнику с большим комфортом.

Дифференциал для мотоблока — как работает и на что способен

Запись дневника создана пользователем CaimanTeh, 26.02.15
Просмотров: 32.794, Комментариев: 10

Недавно на Ютюб было выложено видео работы мотоблока Caiman Vario с насадкой-снегоотбрасывателем. Во врем рассказа об особенностях зимнего использования мотоблока были упомянуты «дополнительные дифференциалы» установленные на колёса.

Для демонстрации дифференциалов, Денис повертел мотоблок туда-сюда. Демонстрация была короткой, однако данная опция заинтересовала участников темы Мотокультиваторы Pubert &Caiman

В теме вроде бы быстро разобрались что это за дополнительные дифференциалы для мотоблока, но раз вопрос возник, то я решил сделать небольшой фотоотчёт. После съёмок демонстрационный мотоблок с дифференциалом был с бензином и маслом, поэтому его отогнали в помещение сервиса. Там тесно, вокруг много другой техники, поэтому покрутить его не получилось. От Caiman Vario мне досталась лишь фотография.

Дифференциал для мотоблока Caiman Vario

Итак, вот эти дифференциалы, а точнее полудифференциалы установленные вместе со штатными резиновыми колёсами размером 4.00-8. (Комплект из двух полудифференциалов называется «Дифференциалы с удлинителями для мотоблока VARIO/Q Junuor/Q Max» и имеет код R0101.)

Как это сделано

Конструкция таких дифференциалов для мотоблоков (и мотокультиваторов, кстати, тоже) предельно простая:

  • ступица колеса не закреплена на оси
  • на оси и ступице есть выступы (указаны зелёными стрелками), не дающие колесу провернуться на полный оборот

Как это работает

При нормальном движении мотоблока, выступ на оси упирается в выступ на ступице и передаёт вращение колесу. При этом, оба колеса будут вращаться одновременно.

Но если толкнуть мотоблок вперёд, то дифференциальные ступицы сработают как обгонные муфты, и выступы на колёсах «убегут» от выступов на оси. Далеко они убежать не смогут — сделав почти полный оборот, выступ на ступице уткнётся в выступ на оси, но и этого хватит для совершения манёвра.

После завершение поворота, мотоблок с дифференциалом сможет ехать лишь за счёт одного колеса пока выступ на оси второго колеса не «догонит» выступ на ступице. Так же возможен вариант пробуксовывать одним колесом, пока «разблокированное» не придёт в рабочее состояние.

Зачем нужны дифференциалы для мотоблока

Если по простому, то дифференциалы нужны мотоблоку для разворота в конце борозды. Вот как разворачивается тот же Caiman Vario на грунтозацепах и без дифференциалов.

Для разворота мотоблока и возврата на обрабатываемый участок, грунтозацепы приходится волочить по земле. И тут все зависит от веса мотоблока (или мотокультиватора) и силы оператора.

В конце будет видео показывающее насколько дифференциалы облегчают эту задачу.

Дифференциалы на мотоблоке Pubert Quatro Junior

Выше была картинка с дифференциальной ступицей отличающейся от того что установлено на Caiman Vario — в демонстрационном зале нашёлся другой мотоблок с аналогичной конструкцией дифференциалов.

Дифференциалы на мотоблоке Pubert Quatro Junior

В отличии от предыдущих отечественных дифференциалов подходящих к нескольким моделям, эти являются частью родного французского «Комплекта для вспашки» (код 8000010205) для моделей Quatro Junior и QJ V2 (Caiman, Pubert и MasterYard, в том числе модели с дизельным двигателем) в состав которого входят:

  • дифференциалы
  • колёса 5.00-10
  • утяжелители
  • оборотный плуг

Quatro Junior с таким комплектом имеет широкую колею и вес за 100 кг. Для того, что бы развернуть его с заблокированными колёсами, нужно быть либо очень сильным, либо очень упорным. В любом случае, такой разворот в конце каждой борозды отнимет в сумме много времени и сил.

Будучи с мотоблоков, примерно, в одной весовой категории, я решил с ним пободаться. Для этого я выкатил его на открытую площадку в демонстрационном зале.

Тестирование возможностей дифференциалов на мотоблоке

Тестирование я снял на видео. Было несколько проб, одна их них попала на видео. На видео хорошо видно как колёса вращаются во время разворота.

Максимальный угол разворота — 270 градусов (3/4 оборота), минимальный — 180 градусов (1/2 оборота). При реальной работе, лучше рассчитывать на минимальное значение. Разворот в 270 градусов оказался возможным из-за искусственности ситуации и толкания мотоблока туда-сюда. Хотя, и в реальной жизни возможен разворот в 3/4 оборота.

Резиновые колёса жутко скрипят по мрамору при развороте, а в заблокированном виде не двигаются вообще. Это видно на видео в начале и в конце разворота. Попытки сдвинуть этот центнер с заблокированными колёсами ни к чему не привели.

Да, в реальной ситуации, на траве, колёса будут скользить лучше чем на мраморе, но всё равно это будет достаточно специфическим развлечением.

P.S. Кроме дифференциалов, в состав комплекта для вспашки входит интереснейший оборотный плуг от компании Ribas. Я его уже давно обфотографировал, надеюсь скоро сюда выложу с пояснениями.

Добавлено 2017-02-02 Про плуг руки всё не доходят написать, поэтому небольшое видео мотоблока с дифференциалом и оборотным плугом вот:

Мотоблок с дифференциалом: обгонная муфта и разблокираторы, как сделать блокировку своими руками – чертежи

Неотъемлемой частью силового привода любого транспортного средства, имеющего несколько колес на одной оси, можно считать дифференциал для мотоблока. Назначение этого механизма – распределение мощности между колесами в зависимости от сопротивления качению, что крайне необходимо при прохождении поворотов.

Так как колесо, проходящее внешнюю дугу траектории поворота, за то же время проходит больший путь, чем колесо, следующее по внутренней дуге, оно должно вращаться быстрее, в противном случае произойдет его пробуксовка.

Таким образом, лишенная дифференциала ось будет стремиться спрямить свое движение, и этот эффект выражается тем сильнее, чем больше расстояние между колесами.

Варианты механизмов распределения мощности

Конструктивно наиболее простым способом решения возникающей из-за жесткой связи колес проблемы является применение обгонных муфт, которые позволяют колесу вращаться быстрее, чем приводящае его в движение ось.

Обгонные муфты

Этот механизм является общеизвестным во всех своих вариациях: как с храповым механизмом (втулка велосипедного колеса), так и с расклиниванием роликами (бендикс электростартера).

Применяются обгонные муфты и в силовом приводе ряда автомобилей с подключаемыми осями. Однако, такое решение имеет характерную особенность: при прохождении поворота обгонная муфта рассоединяется на колесе, идущем по внешнему радиусу, так как оно стремится вращаться быстрее приводного вала.

Для облегчения же вхождения в поворот, напротив, большая часть крутящего момента должна сообщаться именно ему.

Эта проблема решена в классическом шестеренчатом дифференциале, распределяющем мощность обратно пропорционально сопротивлению вращения колес.

Но он и заметно сложнее в производстве, а также требует принудительной полной или частичной блокировки на бездорожье, так как в противном случае перераспределяет всю мощность на буксующее колесо.

Необходимость дифференциала

Многие работы, производимые при помощи мотоблока (например, культивирование), предполагают его прямолинейное движение. В этом случае прекрасно работает жесткий привод на оба колеса, значительно удешевляющий и упрощающий мотоблок.

При необходимости частых крутых разворотов мотоблок такого типа потребует приложения заметных физических усилий – одно из колес будет тормозить грунтозацепами, и мотоблок придется накренивать, вывешивая внешнее колесо в воздух.

Особенно это тяжело, если мотоблок имеет широкую колею и достаточно большой вес.

Читать еще:  Мотоблок с адаптером

Как сделать самодельный дифференциал для мотоблока своими руками – чертежи

Как сделать дифференциал для мотоблока своими руками? Как правило, эксплуатация мотоблока не требует обеспечения длительного вращения колеса относительно приводной оси.

Благодаря этому распространены часто называемые “полудифференциальными” схемы, которые обеспечивают возможность свободного поворота колеса относительно оси на определенный угол.

Более подробно о “полудифференциале” смотрите на видео:

Простейший механизм в этом случае выглядит как крепящаяся на оси мотоблока втулка с поперечной прорезью. Внутрь этой втулки вставляется короткая ось, фиксируемая от выпадения завернутым в ее тело через прорезь болтом, а уже непосредственно на ось крепится колесо.

При этом при движении мотоблока приводная ось проворачивает втулку свободно до тех пор, пока задний край прорези не упрется в болт, и в дальнейшем через него передает крутящий момент на ось.

Культивация почвы — это одно из основных агротехнических мероприятий, которое является обязательной частью годового режима обработки почвы. Перейдя по ссылке ознакомитесь с удобным и практичным культиватором Лоплош.

Снегоход позволяет оперативно и комфортно перемещаться по снегу из одного пункта в другой, при этом, ещё и перевозя пассажира или какой-либо груз. Здесь модельный ряд и цены снегоходов Ямаха 2016 года.

От своевременного и качественного применения специальных средств при выращивании урожая зависит качество выращенной продукции, ее продуктивность, и, в конечном итоге, отдача от финансовых и физических вложений. Тут узнаете, как сделать опрыскиватель своими руками.

Во время поворота колесо, стремясь обогнать привод, продвигает болт вперед по прорези, разрывая передачу крутящего момента, а угол легкого поворота мотоблока зависит от длины прорези.

Такие удлинители крайне просты и могут быть изготовлены станочниками низкой квалификации, а поэтому дешевы и широко распространены. Обычно они изготавливаются с несколькими дополнительными отверстиями, позволяющими варьировать ширину колеи мотоблока и жестко связывать колесо с приводной осью при необходимости.

Чертежи этих самодельных дифференциалов широко распространены в интернете.

Недостатком описанной конструкции являются относительно малый возможный угол свободного проворота колеса (не более 240 градусов), так как поперечный паз сильно снижает общую прочность механизма, и большое внутреннее трение, особенно при неизбежном попадании внутрь втулки грязи.

Наиболее часто удлинители со свободным ходом используются на легких мотоблоках, наподобие Нивы.

Дифференциал для мотоблоков Салют и ему подобных Техас, Прораб, Викинг, Форза, Садко, Дон, Хутер, Профи, имеющих относительно большую массу, имеет несколько более сложную конструкцию, но и больший угол свободного хода – в пределах 330 градусов.

Это обеспечивается тем, что зацепление осуществляется выступами на удлинителе приводной оси и на закрепленной на нем свободно вращающейся ступице, снабженной шариковыми подшипниками. Соответственно, ступица может сделать почти полный оборот относительно оси, пока не упрется в противоположный край выступа.

Разворачивать мотоблок с такими дифференциалами ощутимо легче.

Ряд конструкций позволяет колесам свободно проворачиваться относительно оси и более чем на один оборот. Например, дифференциал мотоблоков “Фермер” представляет собой две муфты, управляемые рычагами на руле.

При необходимости владелец мотоблока может расцепить нужную муфту, позволив соответствующему колесу вращаться сколь угодно долго.

Общие советы

Начнем с простейшего варианта в виде удлинителя оси с поперечным пазом. Он будет достаточно надежным, даже будучи изготовленным из доступной низкоуглеродистой стали.

Удлинитель оси

Сцепляющий составные части удлинителя болт лучше использовать с головкой под внутренний шестигранник и фрезеровать паз с шириной, равной ее наружному диаметру.

В этом случае, во-первых, отсутствуют выступающие части, способные намотать на себя траву, во-вторых, затянутый до упора болт не будет расшатываться со временем.

Зазор между втулкой и удлиняющей осью нельзя делать слишком малым, так как при возникновении коррозии они прикиснут друг к другу. Очень желательно разместить на втулке пресс-масленку для безразборной смазки конструкции.

Более сложная конструкция с поворотной ступицей также может быть изготовлена из низкоуглеродистой стали, так как она легко сваривается.

Чистовая обработка отверстий под подшипники в ступице должна производиться после того, как к ней будут приварены фланец и ограничитель угла поворота из-за неизбежного коробления детали при сварке.

Самостоятельное изготовление дифференциала для мотоблока нельзя назвать технически сложной задачей, и это доказывают как опыт множества владельцев садовой техники, так и то, что распространенные предложения в интернет-магазинах копируют изначально кустарные конструкции.

Вложенные затраты труда же быстро окупятся облегчением эксплуатации мотоблока.

Дифференциал для мотоблока своими руками

Мотоблок Мотор Сич . автоматический доводчик включения дифференциала.

Самодельный автоматический доводчик включения дифференциала на мотоблоке Мотор Сич

диаметр прутка — 10 мм.

длина прутка — 230 мм.

длина пружины — 105 мм.

расстояние между отверстиями под шплинты — 220 мм.

расстояние между приваренными гайками — 95 мм.

гайки стандартные, ширина — 10 мм.

Мастеровой43.RU

ДИФФЕРЕНЦИАЛ В КОЛЕСЕ

Взявшись за создание малогабаритной сельхозтехники — этого надежного помощника на приусадебном участке и в подсобном хозяйстве, многие любители мастерить своими руками отдают предпочтение кинематическим схемам, неотъемлемой частью которых является дифференциал. Как правило, заводского изготовления: от автомобиля либо от мотоколяски. Но такие дифференциалы неизбежно приводят к усложнению и утяжелению всей конструкции. Чтобы втиснуть этот, зачастую довольно-таки громоздкий, узел в мини-трактор или, скажем, в мотоблок, приходится основательно потрудиться над всякого рода доработками. Да и блокировка колес, столь желательная, становится невозможной.

Давний подписчик и почитатель «М-К», самодеятельный конструктор сельхозтехники В. Староверов из Нижнего Новгорода разработал оригинальную конструкцию «дифференциала в колесе». В основе предложенного им технического решения лежит хорошо известный принцип действия обгонной муфты. Но выполнена она таким образом, что, будучи установленной в ведущих колесах мини-техники (в данном случае — мотоблока «Пчелки»), позволяет легко осуществлять блокировку колес. А большой набор сменных прицепных и навесных орудий делает мотоблок поистине универсальной сельхозмашиной.

«В конструкциях мотоблоков, насколько мне известно, чаще всего используется двухколесная компоновка. Обеспечивая машине достаточную устойчивость и маневренность, она легко сочетается с большим набором сменных прицепных и навесных сельхозорудий. А в комплекте с грузовой тележкой становится своеобразным мини-трактором. На этой компоновке я и остановил свой выбор.

Требуемую энерговооруженность обеспечил двигатель от мотороллера «Вятка» (можно использовать и от «Электрона»). Обладая (даже до доработки!) мощностью 7,5 л. с. он имеет к тому же встроенную трехступенчатую коробку передач и принудительное воздушное охлаждение, столь необходимое для силовых установок малогабаритной техники, работающих, как правило, в тяжелом нагрузочном и тепловом режимах.

— Двигатель я перебрал. Вместо штатного приспособил к нему карбюратор от «Ковровца» с жиклером, располагающимся по центру. Выполнил также ряд других доработок. В частности, на выходном валу установил звездочку (40 зубьев, шаг 12,7 мм) отбора мощности, наваренную на ступицу, в которой сделал 4 отверстия под пальцы фланцевой муфты — для сочленения

(см. кинематическую схему трансмиссии) с червячным редуктором», — говорит В. Староверов.

Выбор последнего отнюдь не случаен. Ведь именно при таком передаточном отношении мотоблок с указанным двигателем и пахотными колесами диаметром 570 мм способен осуществлять вспашку земли с оптимальной скоростью 3,5 км/ч. Иметь меньшую скорость пахоты нежелательно: недостаточно загружается двигатель, сельхозмашина идет неустойчиво, явно не хватает инерции, чтобы легко преодолевать неровности почвы. А при 4-5 км/ч и выше увеличивается пробуксовка колес из-за чрезмерной раскачки мотоблока.

Читать еще:  Карбюратор на мотоблок каскад

Наилучшим образом подошел сюда редуктор от списанного транспортера, став силовой частью конструкции рамы. Тем более, что его крепление органично вписалось в общую схему мотоблока, практически все узлы которого — на болтовых соединениях. А именно это согласно замыслу как раз и позволяет провести полную сборку и регулировку машины в домашних условиях.

Спереди к лонжеронам редуктор-рамы крепится двигатель, слева — самодельный глушитель. Сверху на кронштейнах устанавливается топливный бак. Топливо из него поступает в карбюратор самотеком. Сзади к редуктор-раме крепятся ручки управления, выполненные, как и во многих других самодельных конструкциях мотоблоков (см. например, «М-К» № 1 за 1985 год), из двух стальных труб с поперечиной и укосинами. Диаметр ручек 32 мм. Поперечина и укосины — тоже из труб, но меньшего диаметра.

Расположение рукояток и рычагов управления — типовое для мототехники. Правая поворотная ручка связана с дроссельной заслонкой карбюратора, а левый рычаг — с муфтой сцепления двигателя. С правой стороны смонтированы рычаг переключения скоростей, имеющий три фиксированных положения, и упоры оболочек тросов.

«Изюминкой» в конструкции этого мотоблока является техническое решение, которое соседи (тоже, кстати, заядлые самодельщики) тотчас окрестили как «дифференциал в колесе». Правильнее же называть это новшество системой автоблокировки колес (САБ). Тем более что прототипом в данном случае «подвесной» дифференциал (см. о нем «М-К» № 3 за 1988 год), на который ссылались всезнающие соседи, служить не может. А реализованное мною в мотоблоке «Пчелка» техническое решение представляет собой две обгонные муфты оригинальной конструкции из куска рессоры, пружины сжатия, кривошипа и поводка для включения — выключения всего механизма, размещенного в колесе. Точнее — внутри тормозного барабана, на рабочей поверхности которого сделаны риски-зацепы с интервалом 20-26 мм и глубиной 2-3 мм. На иллюстрации приводится вариант усложненный, когда для пущей надежности у обгонной муфты — два таких «храповых механизма».

Работает САБ следующим образом. При нахождении «храповых механизмов» в положении «включено» упоры находятся в зацеплении со своими тормозными барабанами. А потому крутящий момент от двигателя передается одновременно на оба колеса. Это во время движения мотоблока по ровному, прямолинейному участку. Но, как только начинается поворот, колесо, двигающееся по траектории с большим радиусом поворота, отключается от трансмиссии, — происходит его автоблокировка. А стоит только угловым скоростям колес выравняться, крутящий момент вновь станет передаваться одновременно на оба колеса. Выполняется это автоматически!

Аналогичная картина получается и во время движения по неровному участку, при преодолении рытвин, колдобин и прочих «препятствий», которые таковыми для «Пчелки» — универсального мотоблока В. Староверова — по сути, не являются. Более того, наличие в кинематике САБ управляемых кривошипов, снабженных поводками, позволяет по выбору блокировать любое из ведущих колес или отключать даже оба колеса от трансмиссии (например, при перекатывании мотоблока в гараже) простым поворотом соответствующих поводков кривошипов. (Надо сказать, что всем этим «Пчелка» выгодно отличается от других разработок самодельных средств малой механизации, имеющихся в редакционном портфеле, у которых передача крутящего момента на ведущие колеса тоже выполнена с использованием «принципа обгонной муфты».

Имеется в виду и мотоблок В. Калошина из Железногорска-Илимского Иркутской области, в кинематике которого применены выпускаемые для сельхозмашин муфты 40-50 ГОСТ 12935-76 и мотопомощник В. Федотова из Вичуги Ивановской области, где на обоих колесах надежно работают «многозубые подвижные втулки», и опубликованная в «М-К» № 3 за 1986 г. конструкция, авторами которой являются члены кружка «Юный техник» СПТУ № 25 из города Кельменцы Черновицкой области. )

Еще одна особенность предлагаемой САБ: данная система отлично вписывается в кинематику средств малой механизации, имеющих задний ход (у «Пчелки», как считает сам В. Староверов, такой режим работы воспринимался бы «архитектурным излишеством»). Нужно лишь расположить «храповые механизмы» в колесе навстречу друг другу (на иллюстрациях этот вариант выполнения САБ не показан).

Как уже отмечалось, в рассматриваемом мотоблоке используются колеса от автомобиля ГАЗ-69. Подойдут даже, казалось бы, совсем непригодные, стертые шины: ведь скорость движения «Пчелки» относительно невелика. Но, конечно, лучше — с новым протектором, которые можно применить и при вспашке на легких почвах. Для пахоты же на средних и тяжелых почвах используются выполненные из подручных материалов самодельные пахотные колеса. Установка их на место транспортных много времени не занимает благодаря «автомобильному» способу крепления к ступице.

Конструкция пахотного колеса — цельнометаллическая сварная. Диск — от ГАЗ-69. А обод состоит из четырех сваренных между собой съемных бортов обода колеса автомобиля ЗИЛ-130. От диска с двух сторон идут к нему спицы из стальных полос сечением 30X5 мм. К ободу приварены грунтозацепы. Тоже — из обрезков стальных полос (но уже сечением 26X5 мм), изогнутых в виде уголка с равными (по 50 мм) полочками. Приварены они в «шахматном» порядке а через образовавшиеся треугольные отверстия пропущена змейкой цепь от привода тали — для лучшего сцепления с почвой Опробован и другой вариант: когда грунтозацепы выполнены из уголка 35X35 мм, приваренного к ободу «елочкой». Особых преимуществ этого варианта по сравнению с первым в работе не обнаружено. Разве что земли в колеса набивается поменьше. Можно использовать и иные конструкции грунтозацепов, в том числе — опубликованные на страницах «М-К» (см. например, № 1/85, 1/86 и др.).

Прицеп по сути своей мало чем отличается от приведенного в шестом номере журнала за 1990 год. Это тоже тележка на трубчатой раме с размерами кузова 1,5X1,3X0,3 м. Грузоподъемность ее около тонны. Для состыковки с мотоблоком использован силовой шарнир с тремя степенями свободы.

Плуг по своей конфигурации весьма схож с конструкцией опубликованной в № 5 журнала за этот год. Но полевой доски здесь нет. А требуемый профиль выдерживает четырехмиллиметровои толщины отвал, изогнутый (согласно линии а, см иллюстрации) из Стали 45, а лучше — из лемешной Стали Л45 Л50 (можно и из подшипниковой Стали ШХ15 как об этом писал «М-К» в № 5 за 1991 год).

Крепежный узел плуга, как и других сельскохозяйственных орудии. аналогичен конструкции, опубликованной в № 4 журнала за 1984 год. Культиватор и прочие навесные (прицепные) орудия — от списанной сельхозтехники. Их выполнение вполне осуществимо и в «домашних» условиях, если ориентироваться на статьи в № 7/81, 2/86, 4/90 и другие публикации «М-К». В частности, конструкция картофелекопателя обстоятельно изложена во втором номере журнала за 1986 год, а бульдозерного отвала — в четвертом номере минувшего года.

Н. КОЧЕТОВ, наш спец. корр. г. Нижний Новгород

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ МОТОБЛОКА

Длина (штанги ручек управления параллельны земле), мм — 1500

Похожее видео

Изготовление разблокираторов для колес мотоблока. Эти разблокираторы сделаны с применением подшипников №306. Разблокираторы применяются для мотоблоков со сплошным валом на колесах (без дифференциала).

Разблокираторы для мотоблока. Ступицы полудифференциальные.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×