Не малина яндекс
Энциклопедия домовладельца .
Мы в соцсетях
Популярные статьи
Как стать «невкусными» для комаров и клещей
Вырастить дыню проще помидора
Все село сажает арахис
Быстродействующее удобрение
Хочу узнать про соседский участок
Чтобы малина не убегала
Когда я только начинала обрабатывать заброшенный дачный участок, опыта в садовых делах у меня почти не было. Хотелось посадить сразу как можно больше разнообразных культур. Я была несказанно рада, когда знакомая поделилась со мной большим количеством саженцев малины, которые она накопала у себя на даче. Я тогда совершенно не заботилась о названиях сортов: для меня малина была просто малиной — сладкой вкусной ягодой.
Высадила саженцы в длинную траншею, которую прокопала вдоль забора на расстоянии примерно 0,5 м от него. Решила, что это самое подходящее место для будущего малинника. Саженцы все до одного прижились, на третий год превратились в пышные кусты и начали плодоносить в полную силу.
За последующие два года малинник сильно разросся, и я столкнулась с трудностями. Отпрыски этой ягодной культуры начали появляться в совершенно ненужных для меня местах, и сколько бы я их не вырезала, они продолжали вылезать из земли с невероятной скоростью. Самым неприятным обстоятельством было то, что на мою малину стали жаловаться соседи, которые тоже замучились удалять ее отростки со своего огорода. К тому же около 2/3 всех посадок занимал сорт, который давал совсем мелкие плоды. И лишь небольшая часть растений радовала вкусными и невероятно крупными ягодами.
Поэтому однажды в августе после сбора очередного урожая я решила принять кардинальные меры по укрощению своего малинника. А заодно удалить с участка малопродуктивные растения и размножить только крупноплодный сорт неизвестного мне названия.
Кусты росли на открытом солнечном месте и в 30-градусную жару, которая в нашем регионе ежегодно устанавливалась в летние месяцы, всегда выглядели угнетенными. Так как бываю на даче только в выходные, подбадривать их более частыми поливами в такой период у меня не было никакой возможности. Мы решили перенести малинник в другое место, где полдня было солнечно, а после обеда получался рассеянный свет от растущих рядом яблонь. И заодно обгородить грядку, чтобы малина не доставляла нам больше неудобств.
В тот год мы как раз перекрывали крышу дачного дома и у нас осталось много листов старого шифера. Муж распилил каждый лист поперек на три части — получились куски высотой 40 см. Мы разметили будущие грядки, прокопали по их краям канавы и заглубили в них куски шифера вплотную друг к другу. Между ними не оставили ни малейшего просвета, чтобы у корней малины в будущем не было ни единого шанса проникнуть за пределы отведенного ей пространства. Так как корневая система этой культуры располагается в почве на глубине около 30 см, шифер вкопали не полностью, а оставили небольшие бортики — 5-10 см — над поверхностью земли, чтобы впоследствии такая драгоценная вода, которую в нашем СНТ дают строго по расписанию, при поливах не растекалась.
Я безжалостно вырезала все побеги мелкоплодной малины, а те кусты, которые хотела размножить, обрезала секатором на уровне 15-20 см от поверхности земли. Их мы перенесли на новое место, высадив на том же уровне, что и прежде. После этого грядку обильно полили и замульчировали травой.
В специальной литературе говорится, что эту культуру можно пересаживать только в сентябре — первой половине октября, поэтому я переживала, что затеяла это мероприятие в августе. Саженцы долгое время не подавали никаких признаков жизни, несмотря на то, что я их каждую неделю обильно поливала. Только через месяц на побегах начали появляться молодые листочки, и я успокоилась, что малина благополучно прижилась.
Следующей весной малина активно тронулась в рост и нарастила много молодых побегов. А еще через год одарила нас щедрым урожаем крупных сочных ягод. На новом месте ей понравилось: побеги выросли намного выше, а ягод завязалось гораздо больше. По краям грядок мы вбили прочные колья и натянули между ними несколько рядов проволоки для подвязки растений, потому что ветви ложились на землю под тяжестью созревающего урожая.
Теперь я не всегда слепо следую рекомендациям специалистов, которые советуют сажать эту культуру исключительно на открытом солнечном месте. Считаю, что к каждому растению нужно подходить индивидуально, учитывать погодные условия региона и состав почвы на участке, а также возможности самих дачников, которые не всегда способны обеспечить их должным уходом в неблагоприятных условиях.
Мой эксперимент удался: больше малина не убегает с отведенного ей участка, отлично развивается и радует нас отменным урожаем исключительно крупных ягод. Единственное, о чем пожалела, что в год пересадки не оставила часть растений для плодоношения в следующем году.
Поэтому тем читателям, которые решат использовать мой опыт по укрощению малины, советую делать это поэтапно. Ведь в первый год после пересадки эта культура начинает свой вегетативный цикл с нуля, наращивает новые молодые побеги и начинает плодоносить только на второй год.
Для повышения урожайности малины мульчирую почву под кустами скошенной травой, выполотыми сорняками и всевозможными растительными остатками, которые остаются после уборки овощей. Также в междурядья малинника выкладываю кухонные отходы (овощные и фруктовые очистки, остатки хлебобулочных изделий) и прикрываю слоем мульчи. Такая питательная «подушка» при перегнивании насыщает почву органическими соединениями и питает кусты. Малина растет пышной, имеет темно-зеленую листву и каждый сезон образует много завязи.
Нелояльный подход: Почему перестали работать карты «Малина»
Программа карт лояльности «Малина», которая заявляла о порядка 6 млн участников, объявлена банкротом. У пользователей на картах «зависли» сотни тысяч бонусных баллов, которые теперь невозможно истратить. Идет ли речь о масштабном обмане держателей, и почему перспективная программа в итоге оказалась за бортом российского рынка лояльности?
Программа карт лояльности «Малина», которая заявляла о порядка 6 млн участников, объявлена банкротом. У пользователей на картах «зависли» сотни тысяч бонусных баллов, которые теперь невозможно истратить. Идет ли речь о масштабном обмане держателей, и почему перспективная программа в итоге оказалась за бортом российского рынка лояльности?
В России в настоящий момент действуют более десятка наиболее популярных программ лояльности, не связанных с конкретными брендами. Если добавить к ним программы, привязанные к торговым маркам, то всего их будет уже порядка нескольких сотен.
Свои программы лояльности есть у входящих в ритейлерскую монополию X5 Retail Group «Пятерочки», «Перекрестка», «Карусели» и других супермаркетов. Клиентские карты с бонусами предлагают магазины бытовой техники, одежды, сотовые операторы, банки, АЗС различных брендов и многие другие.
Одной из наиболее популярных в России коалиционных программ лояльности была основанная в 2006 году программа «Малина», которая позволяла накапливать бонусные баллы, а затем тратить их у партнеров или покупать за них технику в специальном каталоге. «Малина» сотрудничала с 25 крупными партнерами: сетью заправок BP, «Билайном», «Райффайзенбанком», «Тинькофф банком», сетью ресторанов «Росинтер Ресторантс», аптечной сетью «36,6» и рядом других.
Как вышло, что эта программа, получившая даже в 2016 году премию Loyalty Awards Russia-2016 «За продвижение маркетинга лояльности в России», обанкротилась и оставила миллионы людей без накопленных баллов?
«Малина» отцвела
Само предприятие было устроено основательно. Владельцем «Малины» является ООО «Лоялти Партнерс Восток», которое полностью принадлежит офшорной кипрской компании CSI Loyalty Partners Ltd. Владеет «Лоялти Партнерс» бизнесмен Сергей Бородин, который подхватил и развил идею основателя «Малины» Майкла Лльюэлина, имевшего на тот момент более чем 10-летний опыт разработки, управления и продвижения таких программ во всем мире.
Сервис активно рос: к 2018 году держателями карт стали порядка 6 млн человек, говорилось на сайте программы. В 2012 году, когда «Малина» еще не столкнулась с первыми проблемами, ООО «Лоялти Партнерс Восток» отчитывалось о выручке в размере 714 млн рублей и чистой прибыли в 4 млн рублей.
Первые проблемы у «Малины» начались в 2014 году. В то время они еще не затрагивали держателей. Дело в том, что «Роснефть» приобрела партнерство в программе лояльности «Малина» вместе с покупкой ТНК-BP – крупнейшего партнера «Малины». Карты бренда по-прежнему обслуживались на заправках, однако выплаты бренду были приостановлены. Затем «Роснефть» решила отказаться от программы «Малина», так как уже имела собственную и развивала ее, хотя господин Бородин уверял тогда, что трудности носят технический характер и скоро с «Роснефтью» будет заключено новое соглашение.
Примеру «Роснефти» последовал и «Вымпелком» (бренд «Билайн»), который в 2015 году объявил о прекращении сотрудничества с «Малиной» ввиду развития собственной программы лояльности. Оператор тогда также начал активный поиск партнеров для своей программы в телекоммуникационной отрасли.
В 2017 году дела у «Малины» пошли совсем туго. Тогда под вакансией ООО «Лоялти Партнерс Восток» один из бывших сотрудников «Малины» написал комментарий:
Компания загибается. Сотрудников перевели с белой зарплаты на серую в конвертике. Все по-тихому – пришла HR, подсунула бумажку на подпись и все. Половина сотрудников переведена в организацию ООО «ГРУППА КОМПАНИЙ МЛН», которая занимается развитием совершенно другого проекта «Бензовоз». Там ЗП тоже серая.
Наконец, в 2018 году от «Малины» отвернулся и «Тинькофф банк». На своем сайте он опубликовал сообщение о том, что карты «Малина» с июля переводятся на программу лояльности «Браво», а накопленные бонусы будут сконвертированы в новый формат. Дизайн карт при этом не изменился, просто на них началось начисление бонусов другой программы лояльности и никакой связи с «Малиной» и ее каталогом они больше не имели.
«Малина» тогда опубликовала на своем сайте сообщение о «временных трудностях», которые планировалось вскоре разрешить. Затем с сайта пропал каталог товаров, а вскоре перестал открываться и сам сайт (сейчас он просто показывает логотип программы). В конце сентября 2018 года компания «Лоялти Партнерс Восток», владеющая брендом, подала в Арбитражный суд Москвы заявление о признании себя банкротом.
Что и в каком размере потеряли люди?
Бизнес «Малины» имел интересную модель. Он был основан на промежуточной стадии между продавцом и покупателем и базировался на выгоде от посредничества. Такова модель всех не связанных с конкретным брендом программ лояльности. От покупок у партнеров «Малина» начисляла процент для физических лиц, а взамен получала регулярные выплаты за стимулирование продаж.
Процент от покупок начислялся в эфемерных баллах в соотношении 1 балл за каждые 20 рублей. За них, впрочем, можно было приобрести по каталогу вполне реальные вещи, однако ряд пользователей отметили, что, по сути, цена их оказывалась завышенной, а не рыночной, так как устанавливалась самой «Малиной».
Часть держателей карт этой программы лояльности заявляют о 3-7 тыс. баллов, которые остались на их счету, другие говорят о десятках и сотнях тысяч. Если считать по максимальному объему, то размер неистраченных бонусов может достигать более чем внушительной суммы в 120 млрд рублей. Однако тут важно отметить, что речь идет все же не о деньгах, вынутых из карманов держателей, а об утрате ими возможности воспользоваться поощрением за свою покупательскую активность.
Держатели также заявляют, что в договоре участия в программе «Малина» предусмотрительно не прописывала свою обязанность предоставлять товары и услуги на сумму рублей, которая конвертируется из баллов по вышеуказанному курсу. Договор предусматривал, что программа лояльности лишь создает условия и предоставляет возможность держателям воспользоваться этими бонусами, но вовсе не обязана все их обращать в рубли.
Возврату и обмену – не подлежат
В отсутствии обязательств по реализации баллов состоит основная проблема таких смежных программ лояльности, отметил генеральный директор Информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков. Он выразил сомнение в том, что людям удастся как-то вернуть накопленные баллы.
Это очень маловероятно, перспективы крайне невелики. Сама по себе программа «Малина» – это некий квазипродукт, который объединяет обязательствами участников этой программы. Эти участники не впрямую ответственны за получение за накопленные баллы каких-то услуг или товаров. Они, скорее всего, уклонятся от выполнения обязательств. Если программа перестает существовать, то все ее участники снимают с себя обязательства по обслуживанию карты,
По его словам, одной из причин краха «Малины» стало общее снижение интереса покупателей к программам лояльности, а также введение ее партнерами собственных карт. В то же время люди в большей степени привыкли верить скидкам и акциям, а не картам, так как скидки для большинства потребителей являются наиболее простым и понятным инструментом лояльности.
«Были даже исследования, которые показали, что более 3/4 карт лояльности, которые выдаются ритейлерами, потребители не используют. Это относилось как к моносистемам, когда карта лояльности относилась к одному ритейлеру, так и к кросс-системам вроде «Малины». Даже когда продавец предлагает бесплатно получить карту, потребители отказываются», – сказал Федяков.
Поэтому, отметил эксперт, ритейлеры уже хотят завершить «аттракцион неслыханной щедрости» со скидками и акциями, которые достигли очень серьезной глубины и ширины ассортимента. Это также притормозило и самих продавцов, которые уже превышают пик на скидках и акциях и не могут развиваться дальше. Это означает, что скидок в магазинах будет становиться все меньше, а продавцы все более активно будут заманивать покупателей во всевозможные программы лояльности.
Фото: Black Salmon/shutterstock.com
По словам директора Infoline, «Малина» стала показательным примером для рынка и послужила своего рода острасткой для людей. Но, несмотря на это, рынок лояльности в России будет только расти, станет более изощренным.
Свои программы лояльности стали запускать многие, у кого их не было. Сейчас это, например, и «Магнит», и «Ашан». То есть такие ритейлеры, которые в принципе шли по программе скидок и акций, а не карт лояльности. Рано или поздно на рынок вернутся и кросс-системы лояльности вроде «Малины», которая рухнула из-за своей грубой и устаревшей модели,
Эксперт также добавил, что в будущем жителям России стоит ждать всплеска кроссовых программ лояльности, которые подойдут к этому бизнесу по-новому. В частности, они будут стимулировать спрос на товары определенных брендов, привлекая покупателей выгодными баллами.
Таким образом, проблемы с нестабильностью программ лояльности никуда не денутся. Вопрос будет только в том, насколько сами покупатели смогут обернуть это себе на пользу без наращивания покупательских аппетитов и впадения в зависимость от бонусов и баллов. «Малина» ведь продавала, по сути, «воздух», не товары, а простую возможность получить что-то якобы забесплатно за сделанные ранее покупки. Схему такой программы лояльности можно считать даже аферой, ведь в конечном счете люди со своей стороны добросовестно выполняли свою часть сделки – покупали товары, копили баллы. Однако «Малина» оказалась не такой уж сладкой, когда выяснилось, что свою часть соглашения она выполнить уже не сможет никак, а партнеры – просто не захотят.
«Малина» обанкротилась. Отправится ли за ней «Бензовоз»
МОСКВА, 10 окт — РИА Новости, Максим Рубченко. Компания «Лоялти партнерс восток», владелец и оператор карт лояльности «Малина», обратилась в Арбитражный суд Москвы с заявлением о банкротстве. У шести миллионов клиентов, не подозревавших о проблемах ЛПВ, пропали бонусные баллы на огромные суммы. Почему обанкротилась крупнейшая в России программа лояльности и как не стать жертвой других подобных проектов — в материале РИА Новости.
Хорошее начало
Одни держатели карт «Малина» жалуются, что у них заморожены несколько тысяч баллов, другие говорят о десятках и сотнях тысяч. По оценкам экспертов, общая сумма пропавших бонусов составляет миллиарды рублей. Впрочем, многие специалисты предрекали программе крах еще в самом ее начале.
Инициатором запуска «Малины» выступил холдинг «Ростик групп», владеющий ресторанами IL Патио, «Планета суши», «Американский бар и гриль», T.G.I. Friday’s, кофейнями Costa Coffee.
С середины 2004 года вице-президент по маркетингу «Ростик групп» Эрик Барре вел переговоры с хозяевами и руководителями крупных российских компаний о выпуске общей карты лояльности. За основу предлагалось взять Карту почетного гостя, действовавшую в ресторанах «Ростик».
К началу 2005-го сформировался пул участников проекта, куда вошли «Ростик групп», «Аптечная сеть 36,6», «Вымпелком» и сеть заправок ТНК-BP. Чуть позже для управления программой лояльности «Малина» учредили компанию «Лоялти партнерc восток» (ЛПВ), которую возглавил Эрик Барре.
ЛПВ полностью принадлежит кипрской компании CSI Loyalty Partners Ltd с уставным капиталом в два миллиона долларов, ее учредителями и совладельцами стали четыре компании — участники проекта.
Расти, моя «Малина»
В первый год выпустили более двух миллионов карт, на которые начислили свыше 500 миллионов баллов. По условиям программы накопившиеся бонусы конвертировались в деньги (по курсу 20 баллов за один рубль) или обменивались на товары из каталога «Малины».
Доход ЛПВ складывался из денежных средств, полученных от участников программы за начисленные клиентам баллы, а также платы за информацию о клиентах.
В договоре «Малины» с компаниями-партнерами был пункт о передаче «демографических и любых других данных, содержащихся в анкете участника», информации о покупках клиентами товаров компании-партнера и прочих сведений.
К программе постоянно присоединялись новые партнеры — Ozon, Райффайзенбанк, «Иль де ботэ», Тинькофф банк и другие. Экспертам «Малина» все больше напоминала басню про лебедя, рака и щуку — участники проекта были слишком разными и имели собственные представления о лояльности потребителей.
Эти опасения оправдались: партнеры вскоре разочаровались в своем детище.
Распад коалиции
В 2012 году «Лоялти партнерс восток» отчиталась о выручке в размере 714 миллионов рублей и чистой прибыли в четыре миллиона рублей. В том же году один из соучредителей CSI Loyalty Partners «Вымпелком» продал свою долю в компании и вышел из проекта.
В 2014-м новым партнером «Малины» стала «Роснефть», купившая ТНК-BP. Вскоре компания тоже покинула проект — ее представители объяснили, что за время работы программы «Малина» инвестиции ТНК-ВР намного превышали вклад других участников, несмотря на обещанный паритет.
Примерно в то же время «Ростикс» объявил о перезапуске своей программы «Почетный гость» в виде мобильного приложения, прекратив работу с «Малиной».
Дольше всех продержался Тинькофф банк, завершив партнерство с проектом лишь прошлым летом. При этом банк сообщил: «Накопленные бонусные баллы по картам «Малина» сохраняются, их можно потратить на покупку товаров в каталоге партнера». Другими словами — по всем вопросам использования бонусов «Малины» обращайтесь в ЛПВ.
«Малина» тогда опубликовала на своем интернет-портале информацию о «временных трудностях». Но затем с сайта пропал каталог товаров, приобретаемых за бонусы. А вскоре перестала открываться и сама веб-страница.
Потратить накопленные бонусы клиенты «Малины» уже не могли.
От «Малины» к «Бензовозу»
Похоже, точкой невозврата для «Малины» стал июль 2016 года, когда CSI Loyalty Partners Ltd известила кипрского регулятора об изменениях в составе акционеров. Подробности не раскрываются, однако СМИ указывали на гендиректора ЛПВ Сергея Бородина как на нового владельца компании. Все отцы-основатели «Малины» из проекта ушли.
А через несколько месяцев один из сотрудников «Лоялти партнерc восток» сообщил в фейсбуке, что половина сотрудников компании занимается проектом «Бензовоз» — картой лояльности для автомобилистов с начислением бонусов при покупке бензина.
Формально никакой связи между двумя проектами нет. Оператор «Бензовоза» — ООО «Группа компаний МЛН», ее гендиректор — Александр Евгеньевич Хрипунов.
Однако гендиректор «Лоялти партнерc восток» Сергей Бородин активно пиарит «Бензовоз»в фейсбуке и постоянно публикует новости об этом проекте, причем зачастую от своего имени.
Вот запись от 14 июня (орфография и пунктуация сохранены): «Решил переписать свой пост… похоже что у всех игроков Сборной России есть наша карта!!))) Блиииин что то я и мои маркетологи этого не ожидали. Но от слов не отказываюсь! Оле. » Речь идет о рекламной акции «Бензовоза» — за каждый забитый гол российской сборной давать дополнительный процент скидки на бензин по бонусной карте «Бензовоз». Пост Бородина опубликован с подписью «Ваш бензовоз».
Восьмого марта гендиректор ЛПВ перепостил примечательное заявление Hummer (орфография и пунктуация сохранены): «Сергей Бородин генеральный директор компании «Лоялити партнерс» программы лояльности МАЛИНА и Бензовоз знает как важно иметь запасную батарейку в мороз!» То есть Бородина называют руководителем и «Малины», и «Бензовоза». При этом с февраля 2017 года он вообще не упоминает о проекте «Малина».
Гендиректор «Лоялти партнерc восток» не сообщил даже, что в сентябре его компания обратилась в арбитражный суд с заявлением о банкротстве.
Техника безопасности
История краха «Малины» — хороший урок всем клиентам программ лояльности. Но в первую очередь на произошедшее стоит обратить внимание владельцам карт «Бензовоз».
Дело не только в том, что за обоими проектами, вероятно, стоят одни и те же люди. Есть еще целый ряд тревожных симптомов.
Во-первых, уставный капитал оператора «Бензовоза» — ООО «Группа компаний МЛН» — всего десять тысяч рублей.
Во-вторых, 99% МЛН принадлежат кипрской фирме «Зелиандо лтд», зарегистрированной в Пафосе по тому же адресу, что и офис юридической компании G. Prodromou Associates LLC, занимающейся регистрацией офшорок.
В-третьих, «Группа компаний МЛН» в Москве прописана по адресу массовой регистрации (Измайловский бульвар, дом 58, пом. I, ком. 18) вместе с двумя сотнями других компаний.
В-четвертых, по данным ФНС, за 2017 год доходы МЛН составили 12,2 миллиона рублей, а расходы — 16,9 миллиона рублей. Таким образом, компания понесла убытки почти в пять миллионов.
Это неудивительно, если учесть, что крупнейшие партнеры «Бензовоза» из числа указанных на сайте проекта — «Газпромнефть», Shell и Circle K — об этих картах не упоминают. Мало того, все они развивают собственные программы лояльности: «Газпромнефть» — «Нам по пути», Shell — Clubsmart, а Circle K — Extra Club.
Это не значит, что от карт «Бензовоза» следует немедленно избавиться. Пока где-то их принимают, глупо отказываться от возможности сэкономить деньги. Тем более при нынешних ценах на бензин.
Достаточно соблюдать пару простых правил. Первое: вносите деньги на «Бензовоз» непосредственно перед покупкой бензина, предварительно убедившись, что на этой конкретной АЗС карты принимают. Второе: не копите бонусы — реализуйте их при первой же возможности.